Краеведческое задание

Тема: жизнь и хозяйство монастырей.

Соловецкий монастырь

(черновой вариант)

План:

  1. Хозяйство в монастыре в древние времена
  2. Хозяйство в монастыре в Советское время
  3. Хозяйство в монастыре в настоящее время

  1. Хозяйство в монастыре в древние времена
  2. Первые годы существования монастыря полны лишений и трудностей: дотла горели постройки, монахам приходилось бороться не только с суровой природой, но и с карельскими жителями, считавшими острова своими. Кормились тем, что копали огороды, варили из морской воды соль, которую меняли на хлеб. Постепенно монастырь укреплял свои позиции: в Новгороде была получена грамота на “вечное владение Соловецкими островами”, расширялись и владения на материке. Издавна знали Соловки и поморы: промышляли у побережья морского зверя и рыбу, собирали на островах грибы и ягоды, но постоянных поселений до XV века здесь не было.

    Соловецкий остров совершенно лишен хлебородной земли. Поверхность его состоит из скал и озер, да холмов, заросших лесом. Климат здесь не столь суров и море замерзает только у прибрежной полосы, что несколько умеряет зимнюю стужу, но земля здесь не может прокормить своих обитателей. Поэтому, еще при жизни святого Зосимы монастырь направил свою хозяйственную деятельность на развитие промыслов и поиск удобных почв на материке. Вот как описывает монастырское хозяйство того времени его житие: "И дров множество рубили и заготавливали, и воду из моря черпали, и соль варили, и продавали торговцам и получали от них всякие орудия на потребу монастырскую, трудились и в прочих промыслах, ловили рыбу. И так кормились от своих трудов в поте лица". Землю, конечно, тоже обрабатывали, даже были свои диковинки - вывели свой сорт репы (а репа, тогда была, как сейчас картофель, незаменима). Вскоре бояре начинают дарить монастырю земли, первая такая дарственная грамота принадлежит Марфе Борецкой.

    К середине XVI века Соловецкий монастырь стал крупным религиозно-политическим центром Руси, владельцем обширных земель по всему побережью Белого моря. В вотчинах монастыря варили соль, добывали слюду, жемчуг, известь, железо, шла ловля рыбы, добыча морского зверя. Укрепившееся экономическое положение позволило приступить и к благоустройству на островах, начало которого связывают с деятельностью игумена Филиппа (в миру - Федор Степанович Колычев), выходца из знатного боярского рода. Специалисты истории техники говорят, что Филипп внедрил в XVI веке технику в сельское хозяйств Соловков так, что и через три века не стыдно было бы повсюду. При игумене Филиппе были проложены дороги, осушены болота, разведены прекрасные искусственные луга. На острова были завезены лапландские олени, домашний скот, построены садки для разведения рыбы. На Заяцком острове сооружена каменная гавань, 52 озера соединены в единую систему, которая позднее была увеличена еще на 30 озер. Все эти сооружения сохранились на островах до наших дней. В это же время был построен кирпичный завод и началось каменное строительство в монастыре. Вели его мастера из Новгорода.

    Филипп требовал от всех неустанного труда. Таких он и принимал в монастырь, кто готов есть хлеб в поте лица своего. Между тем, огороды, на которых он сам ранее работал, не могли прокормить все увеличивающейся братии, поэтому, с разрешения новгородского владыки, он завел молочное хозяйство. Почему нужно было спрашивать разрешение? Дело в том, что по завещанию преподобного Зосимы требовалось "не заводить плодящихся животных близ монастыря и на всем острове Соловецком". Требовалось определить место, где можно содержать скот, необходимый для нужд братии. Только Муксалмовские острова были изолированы от основной территории монастыря, относительно доступны и обладали кормовой базой. Остров Муксалма стал исполнять функцию "хозяйственного двора". Такое решение - создать скотный двор на Муксалме не только разрешило проблему питания и духовного запрета на разведение домашних животных на Большом Соловецком острове, но и сняло дополнительную технологическую нагрузку на остров. Таким образом это позволило избежать процессов разрушения природной среды. Скотный двор дал навоз, но потребовал сена. Для сена, т.е. под сенокосы, стали рубить леса, да и нужны были дрова для кирпичного завода, из материала которого и шли все постройки. За правильной рубкой Филипп следил сам. В лесах делались просеки, образовалась сеть дорог по всем направлениям. Одновременно шло осушение болот каналами и плотинами.

    Каналы, которыми Филипп соединил озера были, несомненно, оригинальной идеей. В середине острова находился огород (а теперь покос), как возить оттуда урожай? Овес для лошадей дело дорогое, вот и решили рыть каналы (а грунт там состоит практически из камней). Для рыбы проточная вода тоже хорошо. На пути оказалась каменная гора в 50 м, так и через нее и прорубили.

    На Большой и Малой Муксалме стали пастись тучные стада, монахи любили ухаживать за животными, ручными и дикими. Соловецкая земля оказалась не только святой, но и богатой, способной кормить тут многие тысячи. Огороды растили плотную белую сладкую капусту (кочерыжки — “соловецкие яблоки”). Все овощи были свои, да все сортные, и свои цветочные оранжереи, даже розы. А то вызревали и бахчи. Развились рыбные промыслы — морская ловля и рыбоводство в отгороженных от моря “митрополичьих садках”. С веками и с десятилетиями свои появились мельницы для своего зерна, свои лесопильни, своя посуда из своих гончарных мастерских, своя литейка, своя кузница, своя переплётная, своя кожевенная выделка, своя каретная и даже электростанция своя. И сложный фасонный кирпич и морские судёнышки для себя — всё делали сами.

    В XIX веке у монастыря было до сорока производств. Тысячи трудников в летнее время приходили бесплатно поработать на монастырь, многие из них оставались на острове и на зиму. Росло богатство монастыря: соловецкое масло на рынке ценилось наравне с чухонским и вологодским, знаменитая соловецкая сельдь поставлялась к царскому столу, высоко ценились даже на международных выставках изделия из кож морского зверя. Резчики искусно делали предметы церковного обихода из моржовой кости (а потом это искусство распространилось на всем севере).

    В 1910 году на Соловках появляется одна из первых гидроэлектростанций в России. Комплекс соловецких гидротехнических инженерных сооружений не знает себе равных, он еще ждет своих исследователей.

    Для сельского хозяйства в монастыре делали насыпную землю. Выбиралось ровное место, крупные валуны выбирали, дробили, на 1-1,5 м сыпали песок (в Муксалме и Исаково на 30 см), а потом вносили очень много органики. Даже сейчас соловецкий гумус 4%, хотя во время СЛОНа и СТОНа (да и потом) его, понятно, не удобряли. Скорее всего, в такой грунт вносили водоросли. Потом картошка на нем растет огромная, да и много ее, жука то тоже нет. Кстати, в монахи на Соловки шли, в основном, крестьяне. В.Н.Немирович-Данченко, посетивший Соловки в конце XIX в., писал: "Надо отдать справедливость соловецким монахам, они и сами едят хлеб в поте лица своего. Монах, например, огородник, своим рабочим подает пример труда, он не ограничивается ролью наблюдателя, но сам прикладывает руки к делу, возится в грязи, и, в конце концов, сделает больше всякого богомольца. Так у них везде. Поэтому хозяйство цветет, а монастырь помимо аскетического значения, имеет все признаки хорошей рабочей общины".

    Монастырь приспосабливал к природе самые современные технологии. Так на основе воскобелильного завода в Макарьевой пустыни были оборудованы оранжереи и ботанический сад с яблонями, сиренью, розами и др., возведенные всего в 160 км от полярного круга. Сделаны парники, почва которых подогревалась теплой водой, протекающей по деревянным трубам, там вызревали экзотические для тех мест фрукты и овощи: персики, дыни, огурцы, арбузы. Вряд ли этих фруктов хватало на всю братию, но не это было главной целью. Главное - показать, что можно добиться трудом во славу Божию и рациональным использованием суровой земли. Такими примерами были и сухой док, неповторимый по своей конструкции и экономичности, рыболовные тони, завод по отбеливанию воска, километровая дамба между Б.Соловецким и

    Б.Муксалмовским островами. Самая северная ГЭС, одна из первых на севере, построенную в 1912 г., использующую естественный перепад воды в Святом озере и Белом море. В результате было проведено освещение не только помещений монастыря, но и судоходной части канальной системы. Это и научная биостанция (изучавшая особенное стадо соловецкой селедки), необычное по своему технологическому решению и передовое для своего времени животноводческое хозяйство и многом другом. В начале XX в. на Соловках действовало 6 заводов - салотопенный, свечной, лесопильный, кирпичный, кожевенный, гончарный, мукомольная мельница, многочисленные мастерские: сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, слесарная, переплетная, корзинная, экипажная. Кузница, литейное и механическое заведения. В 1915 г. была проведена телеграфная линия.

    Надо сказать, что несмотря на обширность хозяйства, к XX веку оно не удовлетворяло все потребности обители, монастырсие заводы обеспечивали быт, но огороды служили лишь разнообразием в пище и вызывали восхищение богомольцев. Обитель закупала продукты и материалы на материке. Доходы у монастыря были в основном: в виде пожертвований 6-8%, исправление культа 38-42%, % с капитала монастыря 13-14%, добавим сюда доход от продажи в монастырской лавке, с довольно большим ассортиментом от съестных припасов до одежды и керосина, где продавалась продукция и своего салотопленого завода, от паломников зависело так или иначе 75-85% приходящих сумм.

    В начале века монастырь владел тремя пароходами, а судоходство было вполне важной отраслью монастырского хозяйства (лес возили в Англию), да и богомольцы (а их было 20000 в год), посещавшие монастырь платили лишь половину стоимости за перевозку на острова в сравнении с ценами Мурманского общества.

  3. Хозяйство в монастыре в Советское время
  4. В 1920 году Соловецкий монастырь был закрыт, и до 1923 года здесь располагался совхоз “Соловецкий”. Трагические страницы в историю Соловков были вписаны в 20-х годах нашего столетия. На островах располагался Соловецкий лагерь особого назначения — СЛОН (1923—1939).

    Монахам велели меньше молиться, а больше трудиться на пользу рабочих и крестьян. Монахи трудились, и та поразительная по вкусу селёдка, которую они ловили благодаря особому знанию мест и времени, где и забрасывать сети, отсылалась в Москву на кремлёвский стол. Восьмидесятилетние и даже столетние монахи умоляли с колен оставить их умереть на “святой земле”, но с пролетарской непреклонностью вышибли их всех, кроме самых необходимых: артели рыбаков (их убрали с Соловков лишь около 1930 года — и с тех пор прекратились уловы: никто больше не мог той селёдки в море найти, как будто она совсем исчезла), да специалистов по скоту на Муксалме; да отца Мефодия, засольщика капусты; да отца Самсона, литейщика; да других подобных полезных отцов. Им отвели особый от лагеря уголок Кремля со своим выходом — Сельдяными воротами. Их назвали трудовой коммуной, но в снисхождение к их полной одурманенности оставили им для молитв Онуфриевскую церковь на кладбище.

    На острове остался полудикий ботанический сад. Здесь под землей еще во времена святителя Филиппа были проложены подземныя трубы, которые отводили горячую воду от свечного завода. Земля сильно нагревалась, и соловецкие иноки устроили теплицы и выращивали даже тропические плоды. Рядом с ботаническим садом жило концлагерное начальство.

  5. Хозяйство в монастыре в настоящее время

Остров считается областным центром и на нем находится довольно большой поселок, с магазином, кафе, почтой, поликлиникой, детским садиком и школой. Но уровень жизни здесь очень низкий, даже по современным российским понятиям, и нам все время казалось, что мы попали в другой век. Дома большей частью обветшалые, многие полуразваленные, во многих канализации и воды нет, горячая вода только у тех, кто сам себе какой-то котел устроил, телефонные номера - 3-х значные, чтобы дозвониться "до России", как выражаются соловчане, надо специально заказать, и ждать несколько минут. Есть несколько общежитий и гостиниц, и монастырския и мирския, включая так называемую "финскую", обшитую деревом, с отдельными номерами, горячей водой, сауной и баром. Но здесь все было занято иностранными туристами. Даже по нашему малому опыту можно сказать, что просто жить на Соловках при сегодняшних условиях - уже подвиг, не говоря уже о посещении служб, несении послушаний и терпении всегдашних монашеских скорбей и искушений. Мы были здесь в период белых ночей, а как наверное тяжело здесь бывает зимой, не только из-за холода, но из-за почти постоянной ночи и отсутствия солнышка!

В Савватиевском ските находится полуразрушенный храм Смоленской Божией Матери и братский корпус. Сейчас в этом скиту подвизаются всего лишь 5-6 послушников-огородников. Кругом устроены большия теплицы для огурцов, помидоров и т. д. Они очень обрадовались нашему посещению; повидимому туристы и гости редко загладывают к ним.

 

Материалы собраны в сети Интернет и по опросам местных жителей.

Сайт управляется системой uCoz