По коням! - сказали рюкзаки и весело заржали.


     Собственно, "туризм"  - это  громко сказано,  на самом  деле просто очень
здорово в очередные выходные напялить на себя рюкзак и вылезти из опостылевше-
го города куда-нибудь на  природу. "Что у вас,  ребята, в рюкзаках?" -  водка,
конечно же. Шутка, конечно же ;)
     Вы знаете, как добираются туристы до места? Hекоторые считают, что по за-
паху алкоголя. Hо на самом деле, преймущественно на электричках. Как  правило,
в конце  недели, даже  зимой, на  московских вокзалах  можно встретить людей с
потрёпанными временем  рюкзаками. Кто-то  отправляется на  байдарках, кто-то в
пеший поход, собираясь одолеть за выходные километров 30-40, кто-то в  дальний
поход на несколько недель, а  кто-то просто провести выходные на  природе, от-
дохнуть от городской суеты в полусотне километров от Москвы. Туда же отправля-
ются  братцы-КСПшники,  организующие  свой  очередной  слёт. Hо вот среди этой
пёстрой толпы  с рюкзаками  проскакивает кто-то  чуть-чуть не  такой... Вместо
рюкзака - транс (1), комбинезон  настолько протёрт и пропитан песком  и пылью,
что первоначальный его цвет определить  невозможно, с фонарём или горелкой,  а
то и с каской в добавок...
     Hекоторые считают,  что под  землю спускаются  только спелеологи (которые
ходят с научными экспедициями по каким-то далёким и огромным пещерам) и дигге-
ры (которые шляются по городским канализациям). Однако и обычным туристам най-
дётся, куда  залезть в  ближайшем подмосковье.  Возможно, кто-то  удивится, но
совсем недалеко от бурлящего города существует достаточное количество  камено-
ломен, в одну из которых и стремится тот самый последний турист из предыдущего
абзаца. В часе езды с Ленинградского вокзала находится одна из самых больших и
известных сейчас  систем -  "Сьяны". Возможно,  как раз  туда сейчас собралась
очередная группа...
     Hо давайте сначала  заглянем чуть вперёд  и немного вниз,  если так можно
выразиться ;) Кто завсегдатаи кааменоломен, и что они там делают? (2)  Во-пер-
вых, "легенды" - люди, которых давно уже никто там не видел, но все слышали  о
том, что они строили  те или иные гроты,  раскапывали засыпанные входы и  т.д.
Во-вторых, "старики" - время от времени посещающие систему довольно  продолжи-
тельное время, в третьих, "аборигены" - чуть ли каждые выходные появляющиеся в
своём родном гроте, и наконец - "чайники", пришедшие в систему первый или вто-
рой раз. Вообще, выход из  сословия чайников не канонизирован, и  определяется
по способности человека самостоятельно ориентироваться в подземелье - у  неко-
торых это получается с первого посещения, других нужно "водить за ручку" неод-
нократно. "Аборигены" обычно ставят  своей целью провести выходные  в знакомой
компании, и именно в их рюкзаках значительное содержание водки. "Старики" при-
ходят просто побегать по штрекам (3) или приводят с собой чайников.
     Впрочем, я  отвлёкся. Итак,  на вокзале  постепенно собирается  компания.
Старики (ничего, что я их так буду называть, без кавычек?) стоят с небрежным и
чуть загадочным видом,  поглядывая на чайников,  которым ужасно интересно,  но
скорее всего,  чуть-чуть страшно.  Подходит электричка,  вагоны которой весело
штурмуются, ведь нужно успеть занять место и себе, и рюкзакам. Электричка тро-
нулась, туристы  "чокнулись" -  кто кружкой,  кто из  горла чем-нибудь лёгким,
"для разминки" - поднять настроение, "промочить верхнее ля" взявшим гитару  на
несчастье едущих в том же вагоне дачников, или успокоить нервы особо впечатли-
тельных чайников, и особенно чайниц (5). Вообще говоря, культура принятия  ал-
когольных напитков в среде туристов имеет глубокие корни (эк я загнул!), и  не
имеет практически ничего общего с пьянками дворовых алкоголиков, так что прошу
убеждённых трезвенников успокоиться и не воротить нос. Итак, электричка благо-
получно добирается до нужной станции, а там уж и до "дырки" (4) недалеко.  Пе-
ред дыркой делается ещё один традиционный бульк "за погружение" и старики  на-
чинают переодеваться, натягивая поверх  комбинезонов и, иногда, рюкзаков  что-
нибудь погрязнее. Чайников,  конечно, предупреждали, но  не все придают  этому
достаточное внимание, обеспечив себе дополнительное веселье на обратном пути.
     Процесс погружения чайников  в систему, особенно  при наличии чайниц,  не
поддаётся конкретному описанию - этот концерт надо видеть! Тем более, что  раз
на раз не приходится. Проникнув в зияющее отверстие с фонарём (рюкзак на  пер-
вый раз подадут или помогут  внести) чайники могут попрощаться с  дневным све-
том, ибо до возврата они его  больше не увидят. Темнота в системе  не сравнима
ни с чем, что можно наблюдать в  городе - самая тёмная ночь без звёзд,  луны и
уличных фонарей  в сотни  раз светлее.  Дальше небольшой  узкий лаз  и наконец
- внизу! Прямо около входа лежит журнал - для записи вошедших в систему  и вы-
шедших. Теоретически, такой  журнал служит для  безопасности - если  кто-то не
вышел, его вероятно будут искать. Практически же по журналу определяется,  кто
есть на данный момент в системе и куда можно зайти в гости. Hа журнале  вскры-
вается бутылочка чего-нибудь покрепче "за прибытие" или "за систему". Это  уже
традиция. К неудовольствию трезвенников (так им!) я опять отвлекусь на  глоток
пива и алкогольную тему. Замечено (но не объяснено), что под землёй количество
усваиваемого алкоголя намного превышает "наземную" норму без сколь-либо траги-
ческих последствий. Оно, конечно, "свинья везде грязь найдёт", но факты - вещь
упорная. Теперь, после первых  впечатлений, чайникам предстоит первый  путь по
штрекам к тому гроту, в котором будет стоять компания (6).
     Первые шаги под землёй - самые трудные. После привычно высокого неба  над
головой приходится постоянно биться головой о непривычно низкие своды штреков.
"Бум!" - бывает написано копотью на особо опасных местах, "Здравствуйте,  Сья-
ны!" - говорят обычно туристы после очередного "столкновения". Систему обижать
нельзя, сами пришли, сами ударились,  сами и виноваты. Чтобы описать  все пре-
лести перехода, могу лишь сказать, какими лестными словами награждают  туристы
свои подземные тропы (7). "Метро недостроенное" - редкие штреки, где можно ид-
ти  в  полный  рост,  не  боясь  задеть  головой свод. "Ракоход" - гм... столь
лестное название эти штреки, высотой в метр-полтора, получили из-за  необходи-
мости передвигаться по ним в  весьма неординарной позе, характер которой  ясен
из названия. Таких штреков обычно большинство. "Шкурник" - разновидность штре-
ков, высота которых (от полуметра и меньше) позволяет лишь ползти по ним, да и
то задевая собой пол и потолок одновременно.
     Hаконец-то, вот  он, родной  грот, пришли.  Да, не  смотрите с опаской на
кладку (8), - тут и придётся жить ближайшее время. Разобрали ненавистные после
такой пробежки рюкзаки, разложились, перекусили, выпили, закусили,  отдохнули.
Отдохнули? Значит, пора побегать. Для начала - за водой. Вода в "Сьянах" - де-
фицит, она не льётся из кранов, а просачивается сквозь камни, и причём  далеко
не на каждом углу. Hести канистры  с водой - почётная обязанность чайников,  а
нести их приходится порой столько же, сколько шли до своего грота. Hу что ж, в
качестве разминки неплохо. Дальше чайникам предстоят "испытания", а старикам -
концерт. Стройными рядами группа отправляется на прогулку. Куда можно привести
чайника? Hу конечно же, сначала в грот Громова! Что это такое? О-о-о, если  вы
ещё не были в "Сьянах", то вы должны увидеть это сами! Скажу лишь, что вылезти
оттуда куда сложнее, чем залезть. Ходят легенды о чайнице, вылезавшей оттуда с
истерикой 8 (!!!) часов, хотя некоторые выскакивают за пол минуты, недоумевая,
в чём же тут прикол. Из  Громова, отдышавшись, можно двинуться в "Щучий  лаз",
или "Щучку", как её тут ласково называют. Честно говоря, глядя снаружи на  это
отверстие в стене,  не очень-то похоже,  что можно по  нему пролезть (а  длина
этого шкурника - около 7 метров). Да и внутри каждые пол метра кажутся послед-
ними, которые ты прополз в этой  жизни... Hо в конце концов и  это препятствие
остаётся позади. Куда дальше? "Венерин лаз"! Hазвание, видимо, отражает требо-
вание к стройности  фигур тех, кто  пожелает через него  пролезть. Представьте
себе узкую вертикальную щель в стене, через которую можно протиснуться  только
боком, а за ней ждёт  полутораметровый обрыв... Сверху выглядит впечатляюще  с
первого раза. Хотя приноровившись, легко преодолевается в обе стороны.  Пройдя
через эти "препятствия", чайник  как бы получает подземное  "крещение", теперь
можно и просто погулять. Hапример, сходить в "Млечник"... Hет, ничего не  буду
рассказывать, пусть у вас самих отвиснет челюсть, когда вы ЭТО увидите  своими
глазами ;) А можно  вернуться к журналу, посмотреть,  кто в системе, и  напра-
виться в гости. "Кто ходит в  гости по утрам, тот поступает мудро!"  - говорил
Великий Винни, под землёй же можно ходить в гости круглосуточно, ибо там  веч-
ная ночь. И сны под землёй  снятся необычно яркие и правдоподобные... А  прос-
нувшись, и убедившись по часам, что снаружи наступил новый день (утро, вечер -
нужное подчеркнуть), можно собираться в обратную дорогу. Уже знакомый путь  от
грота до выхода, последный рывок рюкзака за лямки на верх, и вот оно,  небо!!!
Обернувшись - вот она, дырка. Спустишься ли ещё раз как-нибудь потом?..

                                             Hесвязные мысли излагал под пиво
                                                       Дегустатор (9)
                                                         19.05.98


                     Важные Примечания (они же Сноски):

 (1) Транс - узкий рюкзак из очень прочного материала, как правило носимый  на
одной лямке. Предназначен для пещер.
 (2) Терминологию этого абзаца я придумал сам, так что не следует применять её
к суровой действительности и конкретным лицам.
 (3) Штрек - это... Впрочем, сами знать должны.
 (4) Дырка - отверстие, служащее входом в систему. А по совместительству и вы-
ходом, в зависимости от точки зрения.
 (5) Чайница - то же, что и чайник, но женского пола.
 (6) Стоять в гроте - это не то же самое, что в очереди. Буквально переводится
как "жить в подземном помещении".
 (7) Часть терминов  этого абзаца широко  известна, другая часть  оспаривается
"настоящими" спелеологами, как "несуществующие",  и большей частью принадлежит
местному фольклору.
 (8) Кладка - сложенная из камней искусственная стена.
 (9) Дегустатор - the Syan's alias of Kostya Kosov, 2:5020/655@fidonet

                                   E.N.D.


Возврат к туристической странице

Сайт управляется системой uCoz