По коням! - сказали рюкзаки и весело заржали. Собственно, "туризм" - это громко сказано, на самом деле просто очень здорово в очередные выходные напялить на себя рюкзак и вылезти из опостылевше- го города куда-нибудь на природу. "Что у вас, ребята, в рюкзаках?" - водка, конечно же. Шутка, конечно же ;) Вы знаете, как добираются туристы до места? Hекоторые считают, что по за- паху алкоголя. Hо на самом деле, преймущественно на электричках. Как правило, в конце недели, даже зимой, на московских вокзалах можно встретить людей с потрёпанными временем рюкзаками. Кто-то отправляется на байдарках, кто-то в пеший поход, собираясь одолеть за выходные километров 30-40, кто-то в дальний поход на несколько недель, а кто-то просто провести выходные на природе, от- дохнуть от городской суеты в полусотне километров от Москвы. Туда же отправля- ются братцы-КСПшники, организующие свой очередной слёт. Hо вот среди этой пёстрой толпы с рюкзаками проскакивает кто-то чуть-чуть не такой... Вместо рюкзака - транс (1), комбинезон настолько протёрт и пропитан песком и пылью, что первоначальный его цвет определить невозможно, с фонарём или горелкой, а то и с каской в добавок... Hекоторые считают, что под землю спускаются только спелеологи (которые ходят с научными экспедициями по каким-то далёким и огромным пещерам) и дигге- ры (которые шляются по городским канализациям). Однако и обычным туристам най- дётся, куда залезть в ближайшем подмосковье. Возможно, кто-то удивится, но совсем недалеко от бурлящего города существует достаточное количество камено- ломен, в одну из которых и стремится тот самый последний турист из предыдущего абзаца. В часе езды с Ленинградского вокзала находится одна из самых больших и известных сейчас систем - "Сьяны". Возможно, как раз туда сейчас собралась очередная группа... Hо давайте сначала заглянем чуть вперёд и немного вниз, если так можно выразиться ;) Кто завсегдатаи кааменоломен, и что они там делают? (2) Во-пер- вых, "легенды" - люди, которых давно уже никто там не видел, но все слышали о том, что они строили те или иные гроты, раскапывали засыпанные входы и т.д. Во-вторых, "старики" - время от времени посещающие систему довольно продолжи- тельное время, в третьих, "аборигены" - чуть ли каждые выходные появляющиеся в своём родном гроте, и наконец - "чайники", пришедшие в систему первый или вто- рой раз. Вообще, выход из сословия чайников не канонизирован, и определяется по способности человека самостоятельно ориентироваться в подземелье - у неко- торых это получается с первого посещения, других нужно "водить за ручку" неод- нократно. "Аборигены" обычно ставят своей целью провести выходные в знакомой компании, и именно в их рюкзаках значительное содержание водки. "Старики" при- ходят просто побегать по штрекам (3) или приводят с собой чайников. Впрочем, я отвлёкся. Итак, на вокзале постепенно собирается компания. Старики (ничего, что я их так буду называть, без кавычек?) стоят с небрежным и чуть загадочным видом, поглядывая на чайников, которым ужасно интересно, но скорее всего, чуть-чуть страшно. Подходит электричка, вагоны которой весело штурмуются, ведь нужно успеть занять место и себе, и рюкзакам. Электричка тро- нулась, туристы "чокнулись" - кто кружкой, кто из горла чем-нибудь лёгким, "для разминки" - поднять настроение, "промочить верхнее ля" взявшим гитару на несчастье едущих в том же вагоне дачников, или успокоить нервы особо впечатли- тельных чайников, и особенно чайниц (5). Вообще говоря, культура принятия ал- когольных напитков в среде туристов имеет глубокие корни (эк я загнул!), и не имеет практически ничего общего с пьянками дворовых алкоголиков, так что прошу убеждённых трезвенников успокоиться и не воротить нос. Итак, электричка благо- получно добирается до нужной станции, а там уж и до "дырки" (4) недалеко. Пе- ред дыркой делается ещё один традиционный бульк "за погружение" и старики на- чинают переодеваться, натягивая поверх комбинезонов и, иногда, рюкзаков что- нибудь погрязнее. Чайников, конечно, предупреждали, но не все придают этому достаточное внимание, обеспечив себе дополнительное веселье на обратном пути. Процесс погружения чайников в систему, особенно при наличии чайниц, не поддаётся конкретному описанию - этот концерт надо видеть! Тем более, что раз на раз не приходится. Проникнув в зияющее отверстие с фонарём (рюкзак на пер- вый раз подадут или помогут внести) чайники могут попрощаться с дневным све- том, ибо до возврата они его больше не увидят. Темнота в системе не сравнима ни с чем, что можно наблюдать в городе - самая тёмная ночь без звёзд, луны и уличных фонарей в сотни раз светлее. Дальше небольшой узкий лаз и наконец - внизу! Прямо около входа лежит журнал - для записи вошедших в систему и вы- шедших. Теоретически, такой журнал служит для безопасности - если кто-то не вышел, его вероятно будут искать. Практически же по журналу определяется, кто есть на данный момент в системе и куда можно зайти в гости. Hа журнале вскры- вается бутылочка чего-нибудь покрепче "за прибытие" или "за систему". Это уже традиция. К неудовольствию трезвенников (так им!) я опять отвлекусь на глоток пива и алкогольную тему. Замечено (но не объяснено), что под землёй количество усваиваемого алкоголя намного превышает "наземную" норму без сколь-либо траги- ческих последствий. Оно, конечно, "свинья везде грязь найдёт", но факты - вещь упорная. Теперь, после первых впечатлений, чайникам предстоит первый путь по штрекам к тому гроту, в котором будет стоять компания (6). Первые шаги под землёй - самые трудные. После привычно высокого неба над головой приходится постоянно биться головой о непривычно низкие своды штреков. "Бум!" - бывает написано копотью на особо опасных местах, "Здравствуйте, Сья- ны!" - говорят обычно туристы после очередного "столкновения". Систему обижать нельзя, сами пришли, сами ударились, сами и виноваты. Чтобы описать все пре- лести перехода, могу лишь сказать, какими лестными словами награждают туристы свои подземные тропы (7). "Метро недостроенное" - редкие штреки, где можно ид- ти в полный рост, не боясь задеть головой свод. "Ракоход" - гм... столь лестное название эти штреки, высотой в метр-полтора, получили из-за необходи- мости передвигаться по ним в весьма неординарной позе, характер которой ясен из названия. Таких штреков обычно большинство. "Шкурник" - разновидность штре- ков, высота которых (от полуметра и меньше) позволяет лишь ползти по ним, да и то задевая собой пол и потолок одновременно. Hаконец-то, вот он, родной грот, пришли. Да, не смотрите с опаской на кладку (8), - тут и придётся жить ближайшее время. Разобрали ненавистные после такой пробежки рюкзаки, разложились, перекусили, выпили, закусили, отдохнули. Отдохнули? Значит, пора побегать. Для начала - за водой. Вода в "Сьянах" - де- фицит, она не льётся из кранов, а просачивается сквозь камни, и причём далеко не на каждом углу. Hести канистры с водой - почётная обязанность чайников, а нести их приходится порой столько же, сколько шли до своего грота. Hу что ж, в качестве разминки неплохо. Дальше чайникам предстоят "испытания", а старикам - концерт. Стройными рядами группа отправляется на прогулку. Куда можно привести чайника? Hу конечно же, сначала в грот Громова! Что это такое? О-о-о, если вы ещё не были в "Сьянах", то вы должны увидеть это сами! Скажу лишь, что вылезти оттуда куда сложнее, чем залезть. Ходят легенды о чайнице, вылезавшей оттуда с истерикой 8 (!!!) часов, хотя некоторые выскакивают за пол минуты, недоумевая, в чём же тут прикол. Из Громова, отдышавшись, можно двинуться в "Щучий лаз", или "Щучку", как её тут ласково называют. Честно говоря, глядя снаружи на это отверстие в стене, не очень-то похоже, что можно по нему пролезть (а длина этого шкурника - около 7 метров). Да и внутри каждые пол метра кажутся послед- ними, которые ты прополз в этой жизни... Hо в конце концов и это препятствие остаётся позади. Куда дальше? "Венерин лаз"! Hазвание, видимо, отражает требо- вание к стройности фигур тех, кто пожелает через него пролезть. Представьте себе узкую вертикальную щель в стене, через которую можно протиснуться только боком, а за ней ждёт полутораметровый обрыв... Сверху выглядит впечатляюще с первого раза. Хотя приноровившись, легко преодолевается в обе стороны. Пройдя через эти "препятствия", чайник как бы получает подземное "крещение", теперь можно и просто погулять. Hапример, сходить в "Млечник"... Hет, ничего не буду рассказывать, пусть у вас самих отвиснет челюсть, когда вы ЭТО увидите своими глазами ;) А можно вернуться к журналу, посмотреть, кто в системе, и напра- виться в гости. "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!" - говорил Великий Винни, под землёй же можно ходить в гости круглосуточно, ибо там веч- ная ночь. И сны под землёй снятся необычно яркие и правдоподобные... А прос- нувшись, и убедившись по часам, что снаружи наступил новый день (утро, вечер - нужное подчеркнуть), можно собираться в обратную дорогу. Уже знакомый путь от грота до выхода, последный рывок рюкзака за лямки на верх, и вот оно, небо!!! Обернувшись - вот она, дырка. Спустишься ли ещё раз как-нибудь потом?.. Hесвязные мысли излагал под пиво Дегустатор (9) 19.05.98 Важные Примечания (они же Сноски): (1) Транс - узкий рюкзак из очень прочного материала, как правило носимый на одной лямке. Предназначен для пещер. (2) Терминологию этого абзаца я придумал сам, так что не следует применять её к суровой действительности и конкретным лицам. (3) Штрек - это... Впрочем, сами знать должны. (4) Дырка - отверстие, служащее входом в систему. А по совместительству и вы- ходом, в зависимости от точки зрения. (5) Чайница - то же, что и чайник, но женского пола. (6) Стоять в гроте - это не то же самое, что в очереди. Буквально переводится как "жить в подземном помещении". (7) Часть терминов этого абзаца широко известна, другая часть оспаривается "настоящими" спелеологами, как "несуществующие", и большей частью принадлежит местному фольклору. (8) Кладка - сложенная из камней искусственная стена. (9) Дегустатор - the Syan's alias of Kostya Kosov, 2:5020/655@fidonet E.N.D.
Возврат к туристической странице