Стояние на реке Угре

(май – июнь 2004 года)

Мы в такие шагали дали,

Что не очень-то и дойдешь,

Рюкзаки за собой таскали,

Невзирая на снег и дождь…

Отъезд

Моя соседка Ольга Сергеевна рассказывала моей маме:

Она была в шоке! :) А дело в том, что перед отъездом в поход погода была плохая и мы собирали байдарки у меня на лестнице, перед лифтом. Делали мы это вдвоем с Денисом. Байдарки решили не клеить, т.к. это было очень долго, просто взяли самые крепкие суда.

Из-за плохой погоды в поход поехало только 8 человек. Собирались в день отъезда. С утра я не пошла в школу. Был последний учебный день в этом году, на моем этаже был экзамен и уроков там все-равно бы не было. Да еще и со снарягой были проблемы: я ее просто не успела бы получить в другом случае. Простояв в пробках, я добралась до Лихоборской набережной, получила снаряжение. Рядом протекала река Лихоборка. Настоящая горная речка с перекатами, порожками и бурным течением! Ольга Устинова хотела сюда выезжать на тренировки.

Вернулась домой я около часа дня. Только вошла, как появились ребята, забрали снаряжение. До самого отъезда я ждала появления Жени Шудри, но он не появился. Ребята бегали его искать и не нашли. Так что нас стало 8 человек. Еще вчера я отвезла к Оле Орешкиной 2 байдарки. Ее провожает отец и он все довезет. Третью байдарку и меня отвез на вокзал отец Артема. На вокзале мы были раньше всех. Потом подъехали Влад, Андрей Грачев (Грач) и Андрей Финогеев (Фен). Я пошла искать блокнот для записей. Тут подкатила на “мерседесе” Оля. Потихоньку перетаскали вещи к поезду и стали ждать приезда Дениса, последнего нашего участника. Он, как обычно, появился перед самым отправлением. Группа была непривычно маленькой. А может это к лучшему? Родители уехали, а мы загрузились в вагон. И отправились в поход.

В дороге.

Поход – это, братцы, не шутка.

Поход – это трудная вещь…

Покупая билеты на поезд я поняла, что дешевле добираться в общем вагоне поезда дальнего следования, чем на электричке. И не только дешевле, но и комфортнее. У нас было 14 мест и мы заняли 2 купе в вагоне. Дети постоянно выходили в тамбур, хлопали дверями и довели этим пассажиров крайнего купе. Какая-то женщина постоянно возмущалась. В Вязьму мы приехали около 11 часов вечера, поезд простоял около 20 минут. Следующая электричка была только в 9 часов утра. Мы перенесли вещи в вокзал, погуляли и попытались заснуть. Ночь, проведенная на вокзале, оказалась тяжелой. И в этом не было ничего странного. Утром я купила билеты на местную электричку до станции Угра и зашла в буфет. Попила кофе и закусила пирожком, разогретым в микроволновке. Здорово! Сразу проснулась.

На электричку вещи носили через мост над путями. Денис работал наравне со всеми. На электричке ехали часа 1,5. Река оказалась далеко от станции. По путям было километров 5, по дороге через деревню – около 3 км. Я сразу пошла на почту отправлять телеграмму, а ребята стали таскать вещи. На станции остались Влад и Ольга. Я предлагала оставить вместо Влада Грача, но Оля возмутилась – они уже успели поругаться. Ходила я около часа, почта была очень далеко. Вернувшись на станцию, я не увидела вещей. Ребята резвились на ближайшей колонке, брызгались друг в друга водой. Они рассказали, что Денис нанял машину, которая довезла все вещи до реки. Нам предстояло идти пешком. Как же долго мы шли!!! Я думала, что этот поселок никогда не кончится. Через некоторое время мы заметили Дениса. Он шел нас встречать. Иначе мы вообще никогда бы не нашли!

Начало маршрута

Буря, ветер, ураганы,

Нам не страшен океан.

Молодые капитаны

Поведут наш караван…

Со сбором байдарок получились проблемы: в Москве я забыла винты к ним и шпильки для руля. Захватила я случайно только 12 винтов, которые мне дала к своим “тройкам” Светка Куликова. Эти винты мы растянули на 3 байдарки. Ребята еще потырили несколько винтов у Дениса, у него были лишние, но нам он ничего не предлагал. Денис так усердствовал в сборе байдарки, что сломал каркас (часть кильсона) и порвал шкуру от своей байды. Дежурить начали Оля и Фил. Думали, что Денис откажется от еды, но он все смолотил. Уже сейчас, на первом обеде в группе появилась напряженность. Денис был как чужой. Это Артем верно заметил.

Вышли со стоянки часа в 4. Байдарки мы собирали чуть ниже автомоста. В первый день прошли километров 8. Место для стоянки выбирал Денис. Это было, наверное, самое плохое место на всей реке: высокий и неудобный берег, трава по пояс, много комаров. Дрова были не очень хорошие, лиственные. В этот день Оля плыла на самой плохой байдарке, на нашем “Танке”. Она вся промокла. Вылезла на берег и заявила ребятам:

Чуть позже она попросила Артема, сидя рядом с каном:

Это понятно: впервые взяла весло, села в самую плохую байдарку. Конечно, ей не понравилось! Я в свое время, когда ходила с Настей, тоже всегда была на самых плохих байдах. И на этом “Танке” я ходила, понимаю Ольгу прекрасно. J

Утром встали потихоньку, промокли все в этой высокой траве. Вышли и к обеду были в Знаменке. Перед деревней встали на привал на правом берегу реки. Место тоже плохое, но для обеда сойдет. Пока Влад и Денис готовили обед, мы с Грачем и Филом пошли в магазин. На обратной дороге, на автомосту встретили идущих на встречу нам Фена, Артема и Олю. Оля была без обуви, в носках. Ребята потом сказали, что она хотела позвонить в Москву, чтобы ее отец забрал ее отсюда. Слава Богу, телефон не ловил! Пока мы беседовали на мосту, подъехала милиция. Вылез мужик и спросил, что мы здесь делаем. Мы кинулись врассыпную! J

После обеда шли не очень долго. С Олей никто не хотел плыть. И это на второй день похода! Ребята начинали скандалить по этому поводу. Появился “наряд на Олю”: при нарядах у нас теперь не каны моют и не отжимаются, а с Олей плавают. Гном сказал:

Через пару ходовых дней пришли к деревне Федотково. Оля прибывала в плохом настроении. К нему теперь добавлялась высокая температура. Градусник у нас сломался, а в деревне врача не оказалось. Сходили в магазин, собрались плыть дальше. При посадке в байдарку к Владу с Олей что-то случилось, она бросила весло и пошла по берегу. Плыли мы медленно, ребята долго видели Олю, разговаривали с ней. Хотели подплыть, но она отказалась ехать с ними. Место для ночевки никак не находилось. Встали на привал, устроили сбор группы. Я предложила отправить Дениса на поиски Оли. Мы даже разгрузили его байдарку. Правда, я сама с ним не говорила, мне неприятно было, попросила Артема. Денис (мы его называли Борисыч) не обратил на его слова внимания и поплыл вниз по течению на пустой байдарке. Артем и Фен так разогнались на своем “мерсе”, что вылетели на берег острова… на полкорпуса лодки! Встали на первом же приличном месте: в сосновом островке на левом берегу. Поставили лагерь, поужинали. Оли не было. Все заволновались. В 10 часов вечера мы с Владом собрались искать Олю. Кто-то спросил:

Грач перевез нас на другой берег. Мы долго шли верх по течению, к дер. Федотково вдоль берега реки. Трава была высокая и мокрая, валялся бурелом. Пришлось вылезти наверх и искать дорогу или тропу. Пересекая глубокий овраг, мы нашли прокладку. Влад обрадовался:

Он еще успевал веселиться в этот момент. А мне было не до смеха. Я еще чуть голос не сорвала, пока звала Олю. В деревню мы пришли к 11. Стали ходить по домам, искать Олю. Один мужик ее видел часов в 9 вечера, но куда она пошла он не знал. Ходили мы долго. Все было бесполезно. Напоследок спросили мужика, живущего неподалеку от того места, где видели Олю.

Оля лежала на диване и спала. Мы долго обсуждали создавшуюся ситуацию с бабулей, которая ее приютила. Они уже звонили в Москву и за Олей собирались приехать. Оля лежала вся красная. Мне даже жалко ее стало. С температурой еще куда-то по лесам таскаться. Жалко и страшно за нее… Я стояла и не знала, что делать. Думала, может она не согласится с нами идти и останется здесь. Но Оля решилась: встала и натянула ботинки. Молодец, приняла решение. На улице была почти ночь. Я включила фонарик. Сначала шли по дороге, потом по какому-то полю, пытались выйти к реке.

Что же произошло с Олей? Выйдя из деревни, она долго шла вдоль берега. Потом отстала от байдарок. Идти было тяжело и Оля поднялась наверх, на дорогу. Дорога петляла и она в итоге заблудилась. Несколько раз падала в обморок (Сергей Владимирович в это не очень верит, говорит, что девочка приукрасила ситуацию), потом шла дальше. И вернулась в деревню. Там попросилась в дом к этой бабушке, которая ее и приютила.

А в это время в Москве…

И места, в которых мы бывали,

Люди в картах мира отмечали…

Оля поговорила с мамой, мама несколько раз ей перезвонила в деревню. Как рассказала мне потом классный руководитель Оли, я бросила девочку в глухой тайге и укатила со всей группой в Москву. Мама Оли позвонила в школу, директор позвонил в ЦДЮТ и попал на Ольгу Павловну, директора ЦДЮТ. Она сразу кинулась проверять заявочные документы и нашей Оли в них не нашла... О.П. попросила Сергея Владимировича ехать за девочкой, ведь ее отец не хотел туда тащиться. Мама несколько дней пребывала в панике, Светлана Ивановна ее успокаивала. А сама думала, что Оля попала к сектантам. J Утром все выяснилось: я отправила СМС Оле Устиновой с информацией о том, что Оля нашлась.

Что же дальше???

На следующий день была дневка. В этот день мы сходили в соседнюю деревню, в Абрамово, хотели позвонить в Москву. Прошли все дома, но позвонить нам никто не дали. Тогда я отправила троих ребят в Федотково, к бабушке, у которой жила Ольга. Бабуля долго их не пускала, а потом рассказала, что утром звонила мать Ольги и она уже знает, что ее дочка нашлась. Позвонить она не дала, но деньги за Олю взяла. Попутно ребята купили в магазине хлеб.

Дров на этой стоянке запасли много, но пилить их было некому. Все как обычно. Мы сказали Борисовичу:

Денис не поверил. И не вылез готовить. А мы не накормили его ужином. Сами ели красную икру, а ему не предложили. После ужина устроили “разбор полетов”. Обсудили всех членов группы, включая руководителя. Когда-то давно, после отбоя мы сидели с Настей на берегу реки и она попросила меня описать ребят из ее группы. Мне совсем нечего было о них рассказать. А сейчас я научилась наблюдать. Основной упор в наших речах был на двух наших тунеядцев: на Олю и на Дениса. Если за Олю я вступилась, то Денис продолжал меня раздражать. Артем сказал о нем:

После этого Денис немного исправился.

На следующий день, как только отчалили, сразу пошли красивые места. Было много хороших стоянок. Обедали после деревни Песьково. Причаливать к берегу было трудно, костер развели далеко от воды, в сосновом лесу. Рядом была дорога и большая куча досок. Повсюду валялись военные трофеи, ребята забыли о готовке и рылись в окопах. Дровами занималась Оля. Она развела костер до небес. Дежурный Денис не мог подойти близко к канам, т.к. был босиком. Обуваться он не хотел и стал использовать своего помощника Влада: принеси то, подай это… На прошлом дежурстве Денис отколол: сказал мне и Филу:

После обеда Грач сказал Денису:

Примерно через час после обеденного привала мы дошли до устья реки Воря. Там встали на очередную дневку. Денис выгружался из байдарки на берег и упал в воду. Говорят, сильно ругался матом. Дров было много, но все лиственные. В лесу много окопов и колючей проволоки, о которую я порвала свои кеды. Артем и Фен пошли пилить дрова и вдруг Артем закричал, что Фен отпилил себе палец. Мы с Олей бросились к ним. Конечно, все оказалось глупой шуткой. После ужина пошли рыться в окопах. Грач и Артем только копнули, как нашли снаряд. Сколько же я времени уговаривала их не брать его с собой!!! Обратно пошли, когда уже темнело. Прошел сильный дождь, все промокли. В лагере повсюду валялись вещи. На столе мирно промокала аптечка. Оля с утра сказала:

Сегодня “приходили гномики”. Они забросили на сосну сапоги Дениса.

На дневке пытались жарить блины. Сковороду я забыла дома. Сначала жарили в кане, потом в моей миске. Все было безрезультатно. Только подгорало. Потом пролили все подсолнечное масло и решили забить на это гиблое дело. Оля кинулась отмывать мою миску, отрабатывала наряд. Артем съел почти все тесто, ему понравилось. Оля сегодня кормила ребят лекарствами из аптечки. Под видом таблеток от кашля она раздала лазикс. У нескольких ребят была веселая ночка!

Отгадывали кроссворд. Оля прочитала вопрос:

Было столько вариантов ответов! J

На следующий день прошли устье Вори. Места пошли населенные, по берегам было много рыбаков и автомобилистов. На деревьях у воды были развешены пучки травы. Оля спросила:

После вчерашних киданий дротиков и шампуров оказалась пробита байдарка “Таймень 3”. Заметили это, конечно, только на маршруте. Дырку временно заткнули окурком и она больше не текла.

Под вечер пришли к деревне Беляево. Посетили местный магазин. Возле него Фен и Артем устроили “завтрак на траве”: разложили продукты прямо на асфальте и съели. Резко похолодало, моросил дождь. Встали на стоянку километра через 3, на том же месте, где 2 года назад проводили “посвящение в туристы”. На следующий день мы повторили этот ритуал. Новички очень переживали, боялись опозориться. В этот день посвящались Оля, Влад, Фил и Грач. Мы с Артемом должны были их кильнуть. Все одели спасжилеты, сели в байдарку и отплыли от берега. Плывем, ничего не происходит. Вдруг Артем говорит:

Мы с Артемом медленно досчитали до трех и легли на левый борт. Байдарка перевернулась. Когда я пришла в себя и догребла до нее, Оля уже толкала лодку к берегу. Корма была затоплена, т.к. на ней висел Фил. С его помощью байдарка чуть не утонула. Гном не мог схватиться за борт, т.к. мешал Дима. Фен бегал по берегу и фотографировал нас. Народу понравилось купаться и покидать воду никто не хотел. Потом долго возились с костром и установкой палатки. Куда-то пропала Оля. Я испугалась и подумала, что ей надоело играть в наши игры. Поднялась на горку и увидела, что Оля около леса собирает дрова.

Вечером вручили медали “посвященным”. Они были рады, но немного разочарованы ритуалом, мало показалось. Сделали “штуку”, но ее почти не смогли съесть. Денис ушел гулять и у входа в его палатку вырыли яму. Он пришел и провалился. Уже ближе к ночи закончились дрова и Оля кричала на весь лагерь:

Он испугался и пошел с Владом за дровами. В это время под тентом шла бурная работа: рыли яму для Фила. Он же спит под тентом. Яму прикрыли ковриком и спальником. Конечно, он тоже провалился. Спать я легла около 12. Ребята продолжали беситься, связали у дерева Олю и Влада. К утру на этом месте продолжала висеть "морковка". Влада опять избили. Оля долго кричала, чтобы его отпустили и не трогали. Как потом кто-то сказал, Оля и Влад теперь лучшие друзья!

Конец похода

На следующий день нам предстояло пройти последние 10 км. Утром я встала раньше всех. Я тем более еще и дежурила. Свою напарницу Олю я не будила. Я часто так поступаю, проще все сделать самой, чем разбудить Олю. Сама я раньше очень боялась, что меня не разбудят на дежурство. В ужасе просыпалась по ночам. И это не только я. Помню, в первом лыжном походе мою подругу, кстати тоже Олю, географ не разбудил на дежурство. Она встала вместе со всеми. Как она расстроилась! Долго потом возмущалась.

Я приготовила завтрак, подняла всю группу. Последней встала дежурная Оля. Какая-то она сегодня была тихая, молчаливая. Без проблем села в байдарку к Владу и они уплыли первыми. Мы с Грачем стартовали последними, забрав ВСЕ общественное снаряжение и продукты. У Грача болела рука и плыли мы медленно. Первую байдарку мы догоняли почти целый час! На ближайшем привале Оля не пошла на берег. А обычно первая бежит. Я спросила у Влада:

Оля опять была вся красная. Лоб горячий. Градусника не было, Оля его разбила, когда мерила температуру. Мы потом по палатке ртуть собирали… J Дали ей опять горсть таблеток и пересадили в более комфортный “мерседес”. Влад пересел ко мне, а Грач – в “Танк” к Филу. Через пару километров приплыли к городу Юхнов. Поднялся сильный ветер, пошел дождь. Разгружались под дождем. Я отдала Оле свой плащ. Все вещи и байдарки занесли наверх, в лагерь. Внизу осталась валяться только байдарка Дениса. Ему никто не хотел помогать. Дождь закончился. Мы сходили за дровами, натянули тент и приготовили суп. Опять пошел ливень. Чай варили уже после дождя. Сходили в город и купили продуктов. Решили раскошелить Дениса. Артем ему сказал в магазине:

Сгущенку в итоге Денис купил, а хлеб не стал. В лагере, пока готовили ужин, я отправила Влада пить чай с Олей. Дала ему шоколадку. Оля у нас почти весь поход ничего не ела. Но от шоколадки не отказалась.

Утром я умылась, попила чаю и пошла в город за хлебом и за билетами на автобус. Купила в городе градусник. Отдала его Оле. Через минуту подбегают ребята:

Я чуть не упала! Когда он успел разбиться?

После завтрака стали заклеивать и разбирать байдарки. Денис сказал:

Перед обедом ребята наплевали в миску к Денису. Он все съел очень быстро. Его спросили:

Ему понравилось. Ребята хотели придумать что-нибудь покруче на ужин.

Днем я отправила телеграмму в Москву и купила еще один градусник. Отдала его лично Оле в руки, чтобы он не разбился. Третий ведь уже за поход! Ребята ходили купаться на реку. Сплавлялись вниз по течению в спасжилетах. Дно было каменистое, ходить неудобно. Вечером ребята переворачивали помойки (искали газеты, так им просветиться хотелось) и били бутылки. Фен в лагере кормил местную собаку из своей миски.

Парни начали оскорблять Олю. Она обиделась и ушла в другой конец поляны, развела там свой костер. Я подошла к ней, принесла дровишек. Вскоре подошла вся группа, тоже принесли дрова. У нашего костра остался один Борисович. Его сегодня опять не кормили ужином. Он отказался дежурить, думал, что мы без него не справимся. А мы опять красную икру ели! Поняв, что мы мешаем Оле, я увела ребят в город. Затарились напоследок. Потом посидели немного у костра и легли спать. Ночью пошел сильный дождь. Мне пришлось вставать и бежать снимать с веревки рюкзаки.

Утром я проснулась в 6. Разбудила группу. Дежурный Влад долго не вставал и мне пришлось его вытащить на улицу в спальнике и скинуть в ближайший окоп. Только там он смог проснуться. В 8 стали таскать вещи к автовокзалу. Денис не вставал, мы ведь не брали на него билет. Артем грузил вещи в багажник автобуса и ударился головой о крышку. Водитель сказал:

Оля рылась в рюкзаке, лежащем в багажнике, искала карты. Трусы, как обычно, были на спине. Артем долго смотрел на это в окно и сказал:

В пути мне позвонила мама. Я ей говорю:

На автовокзале долго ждали прибытия родителей. Денис убежал искать для себя машину. Оля сказала:

Денис, к сожалению, вернулся раньше…

“И каков итог похода?”-

спросил у меня Сергей Владимирович после возвращения

Я не знаю, где встретиться, нам придется с тобой.

Глобус крутится, вертится, словно шар голубой.

И мелькают города и страны, параллели и меридианы.

Но таких еще пунктиров нету, по которым нам бродить по свету…

Артем сказал:

- Оля приедет домой и начнет готовить, стирать, убираться в квартире. Мама удивится: “Оля! Что с тобой???” А Оля ответит: “Я наряды отрабатываю!” J

Это и есть наш главный итог. Он в том, что мы вернули другую Ольгу. Видимо, в лесу у нее что-то сместилось в голове, когда она потерялась и ей было совсем плохо. Точнее, не сместилось, а встало на свое место. Она стала нормальной девчонкой. А раньше уроки мне срывала! В школе мне сказали: она ненадежная, взбалмошная, не нужно было ее брать. А я не согласна. Сергей Владимирович выслушал меня и сказал:

Это все здорово, но разговора с Ольгой Павловной мне не избежать! Я еще и документы неправильно оформила и мне предстоит новая поездка по “местам боевой славы”. Но это уже другая история. Просто я в этом походе совершила слишком много ошибок, в основном серьезных. Вот что значит ходить без зама!

Это и есть итог всего: у меня много промахов, которые я осознаю. А достижения: на четырех настоящих туристов стало больше! А дальнейшее пустим на самотек…