Мста (май 2003)

25 апреля

На улице похолодало. Снега, конечно, не было, но шел дождь и было просто неприятно выходить на улицу. Мы встретились около табачного киоска. Мимо прошла моя первая учительница Любовь Алексеевна. Я догнала ее и мы немного поговорили. Она попросила зайти к ней после возвращения. Мы уже давно об этом договаривались. Я должна была показать ей кассету по своим походам. Вскоре подъехал дядя Кати и Андрея. Машина его была забита вещами, но мой рюкзак все равно поместился и еще куча мелочи: каски, спасжилеты, пакеты с продуктами. Все поехали на вокзал. Я попросила Фена понести рюкзак Юли, т.к. она одна из девочек несла рюкзак. Фен согласился без проблем. Сегодня некоторые проблемы нам доставил Гном, который после прошлого похода не вернул мне пилу. Андрей Грачев ходил к нему домой, тратил свое лишнее время. Пару дней назад, когда мы собирали и проклеивали байдарки, Гном сильно пострадал: поджег клей на руках и обжегся. Фен повел его домой и замотал руку пластырем. Матери потом возили бедного Влада в травмпункт. Так что Влад с нами в поход не пошел, но очень хотел.

Встретились на вокзале в 8 часов. Нас пришла провожать Килька (Аня Кольдяева). Она должна была ехать с нами, но перед самым отъездов заболела и не пошла. Что-то не везет ей в последнее время на походы! Перетащили вещи на перрон, потом подошел поезд. Стали таскать вещи к 1 вагону. Туда в этот момент уже грузился “37 меридиан” под руководством Толика Макушина. Толик занял почти весь вагон, он ведь был общим. У Толика во всем ощущается размах! В его группе опять был Сережка Коперин. Этот предатель там хорошо прижился!

Ехать до станции Березайка было около 5 часов. Ходит туда только один поезд, на Боровичи. Так что в нашем поезде было очень много туристов, ехавших на Мстинские соревнования. Лялька сходила к Панову, представителю СЮТУРа и он расписался в нашей маршрутке. В дороге к нам зашла Аня, зам Толика. Сам Толик остался в Москве. Мы изучали маршрут по карте и тут вдруг прибежала проводница и стала кричать на Аню. Аня ехала по Толикову билету. Дети стали переживать:

Конечно, нет. Да и мы уже подъезжали. Мы мирно общались с Аней! Куда мир катится! А раньше Толик нас мирил я помню. Мы чуть ли не сцеплялись с ней! Смешно вспомнить! J Где-то в час ночи мы прибыли на станцию. Скинули все вещи на платформу. Долго таскали их к реке. Сначала шли по путям по ходу поезда до моста. Перешли реку и поставили лагерь в кустах около дороги, напротив красно-белой вышки. Рядом были сплошные болота и лужи, но мы нашли кусты ивняка и там встали. Поезда носились постоянно, так что приходилось быть осторожными при переноске вещей. Дров почти не было. Мы попили чай, поставили палатки и легли спать.

26 апреля

Утром мы начали сбор судов. Почти сразу выяснилось, что не хватает шкуры от новой байдарки. Конечно, все шишки полетели в Ляльку, она ведь проверяла вагон перед выходом. А я ведь про эту байду все напоминала, я знала, где она лежит. Ляльке пришлось ехать в Боровичи на попутках, т.к. другого транспорта здесь не водилось. Мы собрали все имеющиеся у нас суда. Ребята продолжали вязать катамараны, а мы с девчонками, Феном и Женей Шудрей пошли на станцию. Ребятам нужно было в магазин, а нам – на почту. По дороге встретились с пьяным местным жителем лет 16. Он, угрожая, отнял у Жени фанатский шарф.

Постепенно стали грузиться на суда. Экипажи были переполненными. Я шла на “двойке” с матерями. Короче, на каждом судне у нас было по 3 человека. В базовом лагере остались Саша, Кирилл и Зот. С двумя катамаранами. Они должны были дождаться Ляльку, а потом догонять нас. На улице было холодно. С весел текла вода и замерзала на рюкзаках и других вещах в байдарке. Мои варежки все промокли и руки почти не слушались меня. В первой деревне прошли 3 моста. Река часто петляла, течение медленное. Потом прошли еще разрушенный мост. Плохо влияло на нас то, что мы все время петляли по одному полю. Плавали между стогами. Сделали привал на правом берегу реки. Было очень холодно. Мы развели костер и просидели около него около часа. Потом с трудом поднялись и поехали искать место для стоянки. В итоге, встали за ближайшим поворотом. Подойти к нашему берегу было трудно, везде были мели и пришлось долго огибать большую косу. На дальнем повороте на правом берегу стояла изба. Наши две байдарки сели на мель. Мимо проплыл катамаран с Анюткой на борту. Она им крикнула:

И “37 меридиан” поплыл дальше. Больше мы их на маршруте не видели. Дима ходил по разливу в своих болотных сапогах и снимал байдарки с мели. Потом все поплыли к берегу. Разгрузились и перетащили вещи в лес, в небольшое понижение. Это была наша защита от ветра. С воды наш лагерь нельзя было рассмотреть. Пока готовился ужин, я позвонила Насте. Узнав о потере байдарки, Настя впала в шок. А мне было смешно. Надо же в такое вляпаться! Вечером приехали ребята. Девчонки их встречали на берегу, развели даже там костер. А нам для костра никогда дров не принесут! Байдарку Лялька нашла на поляне соревнований в лагере у Толика. Спать легли очень поздно.

27 апреля

Утром мы с Максимом (Семгой) стали собирать байдарку. Борта не нацеплялись, решили идти без них. Вышли со стоянки около 12. Погода теплая. После отплытия сразу несколько хороших стоянок на обоих берегах. Рыбаки сказали, что недалеко до озера Пирос. Встали на обед на правом берегу реки, там, где высокий склон с сосновым лесом подходит прямо к воде. На стоянке были стол и лавочки. Я немного порубила дрова и потом долго искала чехол от топора семейки Адамсов. А они смотрели на меня. Потом оказалось, что чехол бал у Димы. За поворотом реки была деревня Подмошье. От нее до Папируса оставалась пара километров. Залив озера заметить было трудно. Он сильно зарос травой. Потом вдалеке на левом берегу мы увидели деревню с полуразрушенной церковью. Это было Рютино. Нам нужно было держать курс на правый берег, к поселку Дачный, где находится плотина. Чалиться можно на любом берегу. Пройти плотину невозможно. За ней много деревянных свай, некоторые скрыты под водой, нужно быть осторожными. Далее идут несколько перекатов. В деревне есть автобусная остановка. Воды на перекатах мало, много камней.

Сегодня видели лесу и гонялись с Семгой за бобром.

Вскоре встали на стоянку на левом берегу реки, перед очередным перекатом, не доходя до деревни Савино. Стоянка хорошая, но берег высокий. Дров много, но почти все лиственные. На ужин сделали очень много макарон. Пришлось половину выбросить. Ближе к ночи я решила перебирать байдарку. Кирюха так напрягался при натяжении бортов, что сломал шпангоут.

28 апреля

Встали поздно. Дежурить должны были Саша и Зот. Мне было лень их будить и я стала готовить сама. Помогал мне Саша Афонин. Под бревном у костра я нашла крем. Его вечером потеряла Инна. Как вовремя, я как раз крем дома забыла. Вышли со стоянки в 12. Вскоре начались перекаты. В деревне Савино прошли разрушенный мост. Там же был конфликт с местным рыбаком, которому мы мешали ловить рыбу. Мат стоял на всю реку! Перекаты продолжались, воды было мало. Матери постоянно на чем-то сидели. На обед причалили напротив деревни Шляхово. Подход к воде неудобный, внизу берег заболоченный. Зато наверху сосновый лес. Другого места просто не смогли найти. От Шляхово до Любитово препятствий нет. В Любитово прошли автомост. Сразу после моста начались перекаты. Мост состоит из 2 пролетов, пройти лучше в левом. Далее идет разрушенный мост (торчат сваи). Проходили у правого берега. В деревне Устье (после большого правого притока) навесной мост. Около него сваи от старого моста. После него стоянка на левом берегу реки. В лесу много спиленных деревьев. Подход к воде не удобный, внизу камни, но сам берег высокий. Дров много. Костер развели в яме. Тросик оборвался и кан с кипятком упал прямо на ноги Грачу. Кирюха схватил его и побежал к воде. Появились волдыри. Грач стонал весь вечер, чтобы на него внимание обратили. Ничего делать не хотел. Я тоже обожглась, снимая кан. Тоже вскочил волдырь на пальце. Но я же не привлекала этим к себе внимание! Я похвалилась, что у меня самая сухая байдарка в группе.

29 апреля

У самого берега было много камней и небольшой перекатик. Отчаливая, мы немного проскреблись дном о камни. На дне появилась вода. Сначала я не придала этому значение, но постепенно вода стала прибывать. Мне сегодня лень было раздеваться и я сидела в теплых штанах и ботинках. Было жалко их промочить. Удобных мест для парковки не было. Пришлось причалить под высокий берег, к камням. У берега было грязно, ноги проваливались. Услышав, что мы тонем, Женя с Феном не поверили своим ушам: такие мастера пропоролись! А они до сих пор еще не разу не клеились! Мы вылезли на камни, быстро разгрузили байдарку, перенесли ее на более сухое место. Подчалила байдарка Саши Афонина. Мы передали им продукты на обед, а они нам - ремнабор. Потом все уехали. Мы остались вдвоем с Максом. Шел дождь. Непросто было высушить байдарку! Мы долго мучились, а потом придумали новый способ просушки байдарки: налили клей, подожгли его и все сразу высохло. Заклеили дырки и поехали догонять группу. Я и не рассчитывала на скорую встречу. Мы бодро махали веслами, шли с довольно большой скоростью. За одним из поворотов увидели группу. Они обедали. Мы клеились 2 часа, а догнали их за час!

Дождь все не прекращался. После обеда сливали байдарку Фена и Жени. Воды было очень много, целый аквариум. До обеда перекатов почти не было. Прошли дер. Филимоново. Перед деревней в воде сваи от моста, в самой деревне низко над водой висит трос. На правом берегу хорошее место для отдыха: деревянные беседки. От него открывается хороший вид на перекат. С этого момента начались перекаты. Особенно сильно запомнился перекат перед дер. Тугановичи, недалеко от впадения Березайки во Мсту. По описанию здесь есть перекаты, но об их характере ничего не было известно. Мы спокойно плыли по реке и перед перекатом Лялька предложила причалить и сделать просмотр. Перекат выглядел не страшным, с воды он не просматривался. Пришлось зачалиться около свай, рядом с байдаркой Димы. Дима с Инной решили перекат обнести и в этот момент стояли по колено в воде. Я пришла в ужас: перекат представлял собой плотину из свай с двумя сливами. Над одним из них прямо над водой висело бревно. Оставался только слив у левого берега. Мы решили не рисковать и причалили у левого берега. Разгрузили байдарки и обнесли их. Катамараны прошли без проблем. Говорили, что в этом сливе тоже лежит бревно. Мы решили не проверять. А кто-то, видимо, решил проверить: ну воды лежала могильная плита. Дальше без перерыва до самой Мсты шли перекаты. Прошли автомост в Березовском рядке. Здесь недалеко есть магазин, но он уже не работал. В русле много камней, мы постоянно лавировали между ними. После устья Березайки есть еще пара небольших, многоводных перекатов. Вскоре встали на стоянку. Место не удобное, берег очень высокий, грузиться можно только с катамарана. Наше прошлогоднее место было уже занято. Дров мало, в основном, лиственные. Вечером, точнее, уже ночью жарили шашлык из курицы. Было очень вкусно, но маловато… J Народ пытался сушить свои вещи у костра, но это было не особенно успешно.

30 апреля

Утром шел дождь. Я перетащила свою байдарку под раскидистую сосну и пошла за дровами. Быстро развела костер, стала сушить байдарку. Матери Света и Катя, дежурные, долго возились с костром. Дрова были мокрые и не горели. Вот странно: как это у меня костер разгорелся? Около меня вскоре собралась группа желающих погреться и посушиться. Это немного мешало мне клеить байдарку. Наши с Семгой проблемы связаны с тем, что мы проклеили байдарку мимо стрингеров! Теперь страдаем. J Вышли, как обычно, поздно. Течение было сильное, погода хорошая. Почти сразу прошли дер. Избонщи. Напротив деревни находится перекат. Русло делится на 2 рукава, прошли левым, более широким. Далее шли перекаты. После одного из них стала течь байдарка Саши Афонина. Причалили к берегу напротив дер. Васутино, уже в Смоленской области. Разгрузились и стали клеить байдарку. Я успокаивала ребят (Сашу, Юлю и Грача):

Было тепло. Грач клеить не помогал, развалился на солнышке и отдыхал. Две оставшиеся байдарки ушли вперед. После нашего привала мы поплыли догонять группу. Выйдя за поворот в районе соседней дер. Семерицы мы догнали наших. Они просто не хотели грести против ветра! Ветер, правда, был сильный. Он дул нам на встречу так, что нас даже назад сносило. Идти было ну о-о-очень тяжело!!! Поэтому Женя и Фен бросили весла и не гребли. Река стала широкой. Из-за ветра поднялись сильные волны и мы с трудом смогли переправиться на противоположный берег. Серьезных перекатов больше не было. Через некоторое время прошли правый приток реку Уверь. Через нее перекинут автомост. Под правым берегом есть родник с минеральной водой. Мы были на нем в прошлом году. Родник находится на острове сразу после впадения притока. Далее шли вдоль правого берега, еле успевая отталкиваться от берега, на который нас сносило. Встали после дер. Полоное на правом берегу реки, после большой поляны. Она, как обычно, была занята. Встали сразу после нее на повороте реки, в сосновом лесу. Река здесь делится на несколько рукавов, рядом с островами отмели. Место для стоянки хорошее, очень удобное. Много дров, хороший подход к воде. Мы здесь и в прошлом году стояли. Развели 2 костра и сушились. Глупый Грач растащил все мои заготовки дров на утро. Глупый в том плане, что ему завтра утром со мной дежурить! J

1 мая

Утром погода была хорошая, но пока мы собирались, набежали облака. Дети продолжали сушиться и тяжело было заставить их собираться и грузить байдарки. Фен опять нашел свою пробоину и решил клеиться. Саша Афонин тоже. Так что выход опять задержался.

Вскоре после выхода прошли дер. Девкино, потом Чернец. Во многих деревнях здесь навесные мосты (там, где деревни расположены на двух берегах). Течение сильное, шли быстро. Вообще, по описаниям, не рекомендуется стоять так далеко от Большого порога. Пока дойдешь до него, уже успеешь устать и будешь невнимательным. После продолжительного ненаселенного участка реки, мы пришли в дер. Жадино. Дети хотели сделать обед перед деревней, а я хотела продернуть подальше. Встали сразу за деревней, у левого берега реки. Внизу причалить легко, но далее идет высокий склон. Наверху сосны и дорога. С дровами особых проблем нет. Быстро приготовили обед, поели. Димина байдарка и кат ребят так и не подошли, поэтому мы их не ждали. Как только мы вылили остатки чая, как подчалили наши отстающие. Неприятный момент…

Собрались и пошли дальше. Вскоре начались постройки Опеченского посада. Причалили у каменной набережной. Сходили в магазин, стали готовиться к прохождению порогов: одели юбки, фартуки на байдарки, переоделись. Шел дождь и я очень не хотела переодеваться, думала, что я и так уже все промокла. Но потом я не жалела! После порогов мы были мокрыми, как будто мы купались…

Долго ждали отставших Отцов. Они явно не торопились. Нам нужно было поменять экипажи судов: отцы должны были сесть капитанами на байдарки, а бывшие капитаны байдарок Саша А. и Фен - пересесть на Костин кат. Первой ушла Лялька, за ней байда девчонок, а потом мы с Семгой. Причалили перед мостом на выходе из Опеченского рядка. Выждав время, моя байдарка тоже отправилась в порог. Он начинался как раз под мостом. Препятствий в Малом пороге не было, были только небольшие волны. Я все ждала: вот сейчас будет порог! А его не было… J Потом пошли камни и валы Большого порога. Шли вдоль правого берега и зачалились на поляне старта соревнований. Там стоял наш страховочный кат. Стали ждать байду девчонок. Потом причалили все остальные. Никто проблем не почувствовал. Воды в этом году совсем мало, поэтому даже валов почти нет. Только дождь мешал прохождению маршрута. Лялька пошла искать Панова, представителя СЮТУРа, который д.б. проверить нашу группу. Он пригрелся у своего костра под тентом и под дождь идти не собирался. Сказал, сто и так нам поверит. Проверил нас проходивший мимо Сергей Владимирович Устинов. Он все осмотрел, поинтересовался нашими новостями и спросил:

Кирюха, Женя и Саша стояли у ларька, торговавшего горячими блинами. Кирюха пил пиво. Я хотела отнять его, но он не отдал. Мы повздорили и я послала Кирюху куда подальше. Сашка решил не бросать друга и уезжал с ним. Самое время предавать группу: предпоследний день похода, все измотаны, на улице холодрыга и проливной дождь. Конечно, вдвоем, двум мужикам это все проще пережить, чем с детьми! Лялька долго стояла на берегу и уговаривала ребят не уезжать. Мы прождали около получаса и решили проходить этот порог без нижней страховки. Сменили экипажи: вместо выбывших отцов свои места опять заняли Саша и Фен. Как же они боялись ответственности! Это ведь их первый серьезный порог!

Первой ушла я. В Большом пороге было несколько плит и валов у правого берега, но все прошло успешно. Правда, мы “немного” промокли: нас окатило с ног до головы. Сразу за порогом мы причалили на поляне финиша. Стали страховать другие байдарки. Когда все собрались, пошли дальше. В этом месте река представляет собой, фактически, один большой порог. Все места были заняты, причалить было негде. Вскоре дошли до дер. Ровное. Ее узнали по церкви. В этой деревне, на разливе реки (идти от острова слева) находится порог Лестница. Сходили и просмотрели его. Порог – это бочка через всю реку. Проход есть только в центре, с воды он не читается. Очень хотелось в туалет. Юля показала на остров, прямо в пороге и предложила:

На этом берегу было очень много народу, сплошные стоянки. После порога тоже встать было негде. Леса не было, по обоим берегам реки – склоны и деревни. Река все еще порожистая. Особенно запомнился порог с плитой почти через все русло. Я думаю, что это была Егла. Вот впечатления Ляльки от прохождения порога: “Плывем мы на катамаране. Впереди – 2 байдарки. Они прошли порог и вдруг я вижу, что одна байдарка плывет перевернутая. Другая, вместо того, чтобы помочь, устремляется вперед и уплывает…” Оказалось, что в пороге байдарка Саши А. начерпала очень много воды. Юля предложила Грачу ее вычерпывать каской. Грач бросил весло и стал черпать. Тут байдарка опять вошла в порог и ее залило. Она просто ушла на дно. Грач бросил весло и поплыл к берегу, а Саша с Юлей спасали тонущую лодку и шмотки: костровой тент, рюкзак с консервами… А вторая байдарка, на которой шли Фен и Женя бросились догонять уплывающее весло.

Произошло это недалеко от места, на котором мы ночевали. Именно здесь в прошлом году мы посвящали в туристы наших новичков. В этом году посвящения уже не будет, погода подвела. Дождь не прекращался, темнело. Мы причалили к берегу и с трудом заставили себя выйти на берег и пойти за дровами. Девчонки, как обычно, отличились: принесли тонкое деревце на двоих. Так что всеми дровами занимались мы с Максом. Лес здесь лиственный, хвойных дров нет. Костер горел плохо. В общем, в группе началось разложение: никто не хотел работать, все стояли у потухающего костра, иногда делая вылазки к куче дров. Только Женя не шевелился: он был весь мокрый и решил ничего не делать до тех пор, пока не высохнет. Как же на таком костре высохнешь! В общем, страшно вспомнить… Хорошо, что дежурила я, а то мы совсем бы с голоду померли. Дети постоянно бегали к соседнему костру, к семейке и отцам. Как мне потом объяснили девчонки, там можно было пить, курить и ругаться матом. И там был костер! А у нас его фактически не было. Вместо того, чтобы развести огонь у нас, они бегали туда. Бред какой-то!

Грач был весь мокрый и я дала ему свои вещи: свитер, штаны, носки и сапоги. Носки он с собой в поход и не брал, я для него припасла, из дома взяла. Кому-то из ребят свои вещи отдали девчонки. Спать легли поздно.

Сегодня прошли около 40 км.

2 мая.

Утром дождя не было, но все небо затянуто облаками. Мы долго собирались и все-таки вышли. До Боровичей было совсем недалеко, около 10 км. Но одна проблема: опять был сильный встречный ветер. Запомнился такой момент: мы с Максом пытались пройти перекат, я подруливала, но сильным ветром нас развернуло и потащило в этот перекат боком. Мы еле успели причалить к берегу и там развернуться. Перекаты были довольно сильными. Через некоторое время опять начались дома. Это были Боровичи. В этот раз мы прошли дальше обычного места высадки и вылезли около вокзала. Пока байды разгружались, я сбегала на вокзал и посмотрела расписание. Отсюда “к людям” нас могло вывезти 2 поезда. После этого я вернулась к группе. Потихоньку собирались. Потом положили шкуры на просушку и опять пошли на вокзал, за билетами. Тут мы к своему ужасу обнаружили, что до поезда у нас всего 1 час!!! Второго поезда сегодня не было… Мы бросились на берег и стали экстренно собираться. Упихивали все куда только могли. Отцы нам, конечно, не помогали. Пока таскали вещи на вокзал, я взяла билеты.

Поезд из-за нас задержали минут на 15. Но мы старались, таскали вещи! Отцы не успели, не могли же они бросить Диму!

На этом поезде мы доехали до Угловки. Произошло это довольно быстро, ехали меньше часа. Выгрузились. Я сходила в вокзал и купила билеты до Бологово. Вскоре подошла наша следующая электричка. Быстро погрузились и поехали. Примерно через час проехали станцию Березайка, на которой начался наш маршрут. Ребята ужаснулись:

- Мы целую неделю шли столько, сколько сейчас проехали за час!!!

Вскоре были в Бологом. В кассе нам предложили уехать сегодня. Но до Москвы всего 4 часа и мы туда приедем часа в 2 ночи. Мы решили уехать отсюда ночью и быть в Москве утром. Купили продукты и расположились в зале ожидания. Через некоторое время приехали отцы. Они опять внесли разброд в наши ряды. Все пошли их провожать, т.к. уезжали они раньше.

3 мая

Поезд отправлялся часа в 2 ночи. Очень хотелось спать. Быстро погрузились в вагон, всех перебудили. Места, в основном, были боковые. Разложили вещи и легли спать.

Приезжали около 6 часов, так что поспали совсем недолго. В Москве нас встречали отцы Ляльки и Саши Афонина. Почти все влезло в Лялькину машину, а одна байда и я с Сашей – в его. Дома мы были раньше всех. Я расстелила байдарку и легла спать, а вечером поехала на дачу.

Итоги похода

Основной итог для меня – это ссора с Толиком Макушиным. Он прознал, что его спасжилет у нас и стал обвинять меня, что мы специально его украли и что он опозорит нас перед всеми. А если мы взяли его случайно, то должны были сразу отдать. Но кому? Аню мы потеряли еще на станции в Березайке, на поляне соревнований мы Толика и не видели. Ни его, ни его группу. Это еще не вся проблема: мы этот спасжилет потеряли! Его нигде нет! Бред какой-то! Мы его и не собирались использовать, отдать хотели. Но из-за проблем в группе этот спасик ушел на второй план. Это и есть основной итог нашего поход.

P.S. Говорят, за эти майские праздники в порогах Мсты утонули 8 человек

Сайт управляется системой uCoz