Отрывки из дневников.

… В первый раз мы попали в Хибины в бархатный сезон, на весенних каникулах. Погода стояла прохладная, иногда был подлип. У нас был поход 1 КС, начавшийся на станции Имандра и закончившийся в Кировске. Все перевалы были пройдены на лыжах. На первом же привале выяснилось, что на группу взяли всего 2 коробка спичек. Пришлось “стрельнуть” спички у соседних групп. Когда шли по ЛЭП, показали свои способности на спуске: первым упал наш руководитель, потом упала я, пытаясь его объехать, потом Оля улеглась посреди дороги. Когда ее хотел объехать Леша, Оля вытянула руку с лыжной палкой и он тоже упал. Ну, а Вера упала на другой лыжной палке.

Начали подъем на перевал Юмъекорр. Была пурга. Мы прошли по кулуару и остановились в тихом, укромном месте под скалой. Руководитель ушел на разведку на перевал. Мы сбросили рюкзаки и сели на них. Вчера вечером нам рассказали о том, какие катастрофы происходили на этом и прилегающих к нему перевалах. А мы сидели и думали: вот сейчас с Вячеславом Александровичем что-нибудь случится и он нас не найдет. Откопают нас весной, когда мы начнем понемногу оттаивать из снега. Будет идти группа, остановятся они на привал, а тут кто-то заметит, что из снега торчит рука с лыжной палкой. Мы уже стали даже думать, чья это будет рука, но тут пришел Вячеслав Александрович и мы пошли за ним на перевал.

Мы шли к последнему перевалу. Руководитель быстро уехал за гребень холма, а мы затормозили. Когда вышли на холм, то Вячеслав Александрович уже скрылся за поворотом. Мы увидели группу и подошли к ней.

Они стали объяснять, что нужно пройти еще один перевал, а потом будет Рамзай. В этот момент прибежал наш руководитель и сказал:

И стал тропить лыжню к перевалу. Более короткий путь. И более надежный.

… Этот поход начался с нелепого случая: из наших двух групп 2 завхоза и 2 медика опоздали на поезд. С нами остался один зам. руководителя. Пришлось догонять на поезде “Арктика”, на третьих полках. Так как дорога была долгая, то при встрече с группой все обошлось довольно спокойно.

Из Кировска нас машина доставила до конца дороги, поближе к перевалу Рамзай. Тут произошла еще одна случайность – стали одевать лыжи и одной девушке, которая, кстати, опоздала на поезд, по лыже проехал “Белаз”. Лыжа была “Бескид”, дубовая и с ней почти ничего не произошло.

В середине похода у нас была “радиалка” на перевалы Северный и Южный Рисчорр. Погода была плохая: сыро, подлип; поэтому часть группы осталась в лагере. Все остальные ушли на перевалы. Прошло несколько часов. Первым вернулся Леша. В полной тишине он произнес:

У нас был шок. Мы несколько минут стояли в оцепенении, а потом я спросила:

Все хотели сразу же броситься на поиски. Но тут кто-то спросил:

Все стали понемногу сомневаться в верности Лешиных слов. Пришла Маша. Я подбежала к ней и спросила:

Настя вернулась очень веселая, сказала, что на перевалах был сильный ветер и пуховка, которую я ей дала, спасла ее. Все-таки здорово было снова встретиться!

… Подходила к концу основная часть маршрута. Группа спускалась с последнего перевала. От места последней ночевки шли по ровной дороге через красивый еловый лесок. Сбоку от дороги текла речка с бурными порогами и перекатами. Вероятно, это хорошо в малых количествах, а когда это длится целый день, то начинает понемногу утомлять. В итоге, вечером все уже еле ползли и мечтали быстрее сбросить рюкзаки и расслабиться. Дорога привела нас к подъемнику, на котором машины поднимают или спускают на разные уровни дороги. Навстречу вышел подъемщик и пригласил нас заночевать в старой бане неподалеку от подъемника. Руководитель, видя наше состояние, сказал, чтобы мы несли вещи в дом. Дежурные стали готовить, а все остальные разбрелись кто-куда. Мы с подругой пошли собирать барбарис, а потом, ничего не замечаю, стали возвращаться к дому. Неподалеку от бани, в кустах лежала наша учительница и жестами подзывала нас к себе. Я сразу развеселилась и закричала:

Она пыталась меня остановить, но я не умолкала до тех пор, пока не поняла сущность происходящего: оказывается, в дом, где мы жили, пришли пьяные абреки и просили закурить. В нашей группе курил один Володя, сын директора школы, но его не хотели теребить, так как он спал. Руководитель вышел на улицу и стал объяснять, что им нужно удалиться, но абреки не поняли и пошли в дом. Тут появился зам. руководителя, школьный военрук, и мы услышали, что в стену полетели миски. Через пару минут все стихло и абреки, извиняясь, ушли. Потом приходил “подъемщик” и извинялся за поведение своих “гостей”.