Каникулы в Турции.

Если вы устали от работы в школе,

И уже не в радость выходной денек,

Пусть вам подвернется в Турцию поездка.

На земле прекрасной побывайте хоть разок!

С чего все начиналось…

Как услышали мы это,

Не поверили судьбе:

Неужели снова лето

Мы увидим в ноябре!..

Однажды вечером мне позвонила Раиса Михайловна, моя методист по географии. Она спросила, есть ли у меня действующий загранпаспорт. У меня был. Через несколько дней методист перезвонила и сказала, когда и во сколько надо прийти в Управление Образования Южного округа на совещание. Мне все еще казалось это какой-то шуткой. До самого отлета я думала, что все отменится и я никуда не полечу. Какая там Турция! Известно ведь, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке! На совещании было много учителей-географов из нашего округа. Я примостилась в уголке и стала записывать информацию о поездке: куда мы летим, где встречаемся и так далее. Позже всех на совещание пришла Елена Васильевна, учительница географии из моей школы. Я обрадовалась ей. Хоть кто-то знакомый будет!

После совещания все, толкая друг друга, кинулись в соседнюю комнату сдавать по 10 долларов на визу. Я сдала одна из первых, поскольку сидела у входа. Выйдя из комнаты, я стала ждать Елену Васильевну. Она очень удивилась, увидев меня. Я спросила:

Вот тут я впервые увидела настоящую радость на лице Е.В. В Турции нас ожидали двухместные номера и нам предложили самим выбрать, с кем мы будем жить. Так мы с Е.В. стали жить в одном номере. Это действительно была удача, т.к. она оказалась хорошим и компанейским человеком. Я даже не жалела о нашем решении. Разве что один раз. Да и то по своей глупости… J

Это еще не все, что случилось до отъезда. Методист позвонила мне и попросила передать информацию Е.В. Тогда-то мне Е.В. и сообщила, что в поездку с нами едет директор нашей школы Николай Николаевич. Вот так новость! Я несколько дней в себя приходила…

Сборы.

Как же сложно собираться, когда на улице уже почти зима, а тебе предстоит ехать на море! Самое главное, что теплые вещи, точнее, верхнюю одежду, мы должны были оставить в машине при входе в аэропорт. А я все думала:

Еще такой момент: как взять только необходимое? Чтобы сумка смогла застегнуться… Я ведь еще камеру взяла и кучу продуктов, которые потом почти все привезла домой. Нас кормили хорошо, поэтому мы с Е.В. по вечерам только кофе или чай пили в номере. Вот и все.

К отъезду я сформировала маленький рюкзак (так называемая “ручная кладь”) и большую сумку. И стала ждать. Считала часы и все время боялась опоздать на самолет. Не знаю, может быть другие тоже испытывали что-то подобное?

Отъезд.

Проспав часа 3-4, мы с Лялькой поехали в аэропорт Шереметьево-2. На улице была холодная ночь. Около 5 часов утра мы приехали в аэропорт и взяли у моих кураторов загранпаспорт, деньги на визу и билеты. И со всем этим пошли к очереди таможенного контроля. Как обычно, учителя стремились пролезть без очереди. Я стала взглядом искать директора и Е.В., но их не было. Потом директор появился. По-моему, я еще никогда не видела его без костюма и галстука. J Е.В. я увидела только в самолете.

Когда мы взлетали, я ужасно испугалась и стала отгадывать кроссворд, чтобы отвлечься. Если бы не кроссворд, не знаю, что бы со мной было. Боялась я действительно здорово! Сейчас же почти все бояться летать на самолетах!

В полете народ хором пел песни под баян. До Аданы мы летели около 3 часов. Перед посадкой все прильнули к окнам, чтобы посмотреть на незнакомую землю. Под самолетом проносились зеленые поля, разрезанные многочисленными дорожками. Самолет начал снижаться и, под бурные апплодисменты московских учителей, благополучно приземлился в аэропорту города Аданы. Все вскочили с мест, хотели как можно быстрее выйти на заграничную землю. На таможне опять создали толкучку и громадную очередь на выдаче виз. Потом прошли через таможню и получили свои вещи. После довольно продолжительного концерта и речей мы покинули аэропорт и поехали в город Тарсус.

Город Тарсус.

Около аэропорта группу ожидали 4 комфортабельных автобуса. Географы и детский ансамбль ехали в автобусе номер 4. Самое страшное, что в дороге нельзя было слушать плеер. А ехали долго, несколько часов. После бессонной ночи было тяжеловато. Первой остановкой в пути был город Тарсус.

Нас высадили около древней дороги, обнаруженной при строительстве банка. Дорога эта длится несколько километров. По сторонам этой дороги ранее была расположена ярмарка, стояли лавки и колонны. Потом нас отвезли к колодцу Святого Павла, где отец Виталий прочитал молитву и освятил некоторые вещи.

Обедали мы около водопада. Кто-то из учителей веселился:

Местные жители сказали, что нам повезло, ведь перед нашим приездом прошел дождь и река наполнилась водой. Поэтому водопад стал более мощным. После обеда был концерт, в котором приняли участие наш и местный ансамбли.

После молебна в церкви нас повезли в Кызколеси.

Кызколеси.

Турцию природа щедро одарила:

Горы, море, сосны, пальмы и песок.

Вдоль любой дороги сад из апельсинов,

Нас с тобой туда конечно повезут, дружок!

Первое впечатление, конечно, было не самое лучшее. Когда мы приехали к гостинице, на улице шел сильный дождь. Я хотела сделать усилие и дойти до моря, искупаться, но на улице было так сыро! Температура была около +16 градусов. Почти как в Москве. Гостиницу удалось увидеть только утром. А вечером мы могли увидеть только огромные пальмовые листья, торчащие у нас на балконе.

После завтрака мы с Е.В. пошли на море. Оно было совсем неподалеку, максимум двести метров. Мы стали ходить вдоль берега и собирать ракушки, камни и крабьи лапки. К концу поездки у нас была самая большая коллекция местных достопримечательностей. Море в Кызколеси Средиземное. Для местных жителей купальный сезон закончился еще в августе. А для нас, москвичей, вода была теплая. Народ купался начиная от завтрака и до вечера, когда было свободное время. Мне особенно нравилось, когда были более крупные волны. Они здорово выбрасывали меня на прибрежный песок. Я далеко никогда не заплывала, а наш директор добирался почти до Девичьей крепости и там проводил беседы в компании каких-то дам. Вообще, у нас директор оказался спортсменом. На пляже он играл в футбол. Я так и не поняла суть игры: Н.Н. стоял в воротах, потом вдруг увидел летящий к нему мяч, погнался за ним и в ворота уже не возвращался.

Не знаю как другим, но мне не нравилось валяться полдня на пляже в окружении толпы народа. Я часто уходила вдоль дороги за крепость Корикос и смотрела с высоких камней на волны и голубую воду. Рядом , около крепости был крепостной ров. В нем всегда были волны. Если пройти по тропинке выше, на склон холма, то можно было попасть в сад из лимонных деревьев. Рядом были древние развалины, местные крестьянские домики и настоящее море. Замечательно! У меня это одно из самых сильных впечатлений от этой поездки.

В последний день я пошла попрощаться с окрестностями и забрела в лимонный сад. Я хотела пройти через него до берега моря, но заблудилась и забрела в заросли колючек. Неподалеку, около развалин деревенского дома рос кактус. Самый маленький его лист был размером с мою ладонь. Я хотела оторвать его и отвезти в Москву, но только насажала себе в руки колючек.

Окрестности Кызколеси: Девичья крепость и Некрополь.

День был ветренный и прохладный. Штормило. Мы собрались у пирса и, как обычно, встали в очередь. Ждали лодку, которая доставит нас в Девичью крепость. Лодку сильно шатало и залезть было сложно. Одна женщина порвала себе штаны. Ей радостно сообщили:

Так мы отправлялись на остров Девичья крепость, который находится в море прямо напротив нашего отеля. Существует легенда, что в этих местах в древности было королевство. У короля была дочь, которой нагадали, что в день ее 18-летия ее укусит змея. Король приказал построить на острове крепость и отправил туда дочь. В день ее рождения отец прислал ей корзину винограда. Оттуда выползла змея и укусила девушку. И она умерла.

В крепости сохранились только стены. Внутри разбросаны камни и растет много цветов, похожих на тюльпаны. Из окошек крепости и со стен открывается живописный вид на окружающее водное пространство и на побережье Кызколеси. По вечерам крепость подсвечивается огнями и выглядит очень красиво.

Напротив крепости Корикос раскинулся город Некрополь. Некрополь в переводе обозначает “город мертвых”. Он представляет из себя руины, оставшиеся от древнего города. Среди руин много гробниц и есть несколько античных храмов. Около одной из гробниц наш отец Виталий нашел черепаху. Исследовав гробницы, дети из ансамбля заявили, что нашли в них человеческие кости. В Некрополе много дырявых камней, которые должны приносить счастье. Я набрала их побольше и притащила в гостиницу. В тот же вечер мы с Е.В. разругались. Не знаю, как она, а я очень расстроилась. Утром мы решили, что эти камни излучают отрицательную энергию города мертвых. Что именно они виноваты в случившемся. И решили их выбросить.

“Рай” и “Ад”.

Я по Турции много хаживал,

Был в Диване, в Раю и Аду,

Потрясен красотою местности,

Морем, солнцем, добром людей.

(из песни, которую очень сложно выучить).

Проехав около получаса на автобусе от нашего отеля в сторону города Селифке, мы приехали к глубокому каньону. Его глубина около 200 метров. Спуститься в каньон нельзя, поэтому его назвали “Адом”. По легенде, в этом каньоне держали огромного дракона, прежде чем отправить его на Олимп. Над каньоном нависает смотровая площадка. Не знаю, как другим, а мне было страшно вставать на нее и висеть над бездной.

От каньона вниз к автобусу вдоль изъеденных карстом камней шла дорога. На ней стоял и мирно пасся верблюд. Мы сфотографировались и прошли мимо, к каньону “Рай”. Называется от так потому, что в него можно спуститься, а потом подняться на поверхность. Да, дорога в “Рай” далась нам непросто! Несколько сотен ступенек вниз, в каньон, а потом еще ниже, в пещеру. При входе в пещеру находятся развалины церкви. В ней, как обычно, прошла служба. Наш директор полез на стену храма фотографироваться и чуть не упал в пропасть. Вероятно, он очень хотел попасть в Рай! Потом все зажгли свечки и пошли по ступенькам вниз. Очень красивая картина, особенно если смотреть снизу – словно светящаяся дорога! Внизу много натечных сосулек (сталактитов и сталагмитов). Здорово! В Раю кроме нас никого не было. Наверно, все умершие попадают в Ад. Но мы себе забронировали здесь местечко. J

После всего этого из “Рая” пришлось еще и наверх подниматься! Еще сотни ступенек вверх. Ну ничего, потренировались!

Недалеко от “Рая” мы посетили Пещеру Желаний. Она не такая глубокая. Спускались мы по железной винтовой лестнице. Трудно описать словами то, что мы увидели внизу. Очень много сосулек и фигур, образовавшихся за сотни и тысячи лет из капель растворенного известняка. Поскольку это пещера Желаний, все кинулись загадывать желания. Этот день был одним из самых интересных для учителей географии. Может, со мною кто-то не согласится, но мне очень понравилось.

Монастырь Алахан и река Гексу.

Отель “Барбаросса”, в котором мы жили, находился недалеко от побережья Средиземного моря. Около него растут пальмы, кактусы и другие тропические виды растительности. На клумбе около гостиницы вызревал и наливался небольшой арбуз. В городке Кызколеси и его окрестностях много лимонных и апельсиновых деревьев. Когда мы поехали к монастырю Алахан, все коренным образом изменилось. Когда мы удалились от моря, вдоль дороги появились эвкалипты. Они были чем-то похожи на наши ивы. Потом появились сосны с большими шишками. Через некоторое время автобус свернул с основной магистрали и полез по узкому серпантину в гору. Я предпочла в окно не смотреть. Сидела и слушала плеер. При взгляде в окно мне начинало казаться, что сейчас автобус не впишется в поворот и наш автобус улетит в пропасть. Начальник управления образования Нина Григорьевна назвала это экстремальной поездкой. Да уж! Монастырь находится на высоте 1200 метров над уровнем моря. Наверху было холодно. Народ только тут осознал, что значит в географии фраза: “в горах температура понижается примерно на 5 градусов на каждые 1000 метров”. Люди-то, как обычно, поехали в той же одежде, в какой они на пляж ходят. Наш Николай Николаевич выехал в шортах и майке. Вероятно, туго ему пришлось!.. Он даже с какой-то женщины кофту снял и ходил в ней по древним развалинам.

Еще в 3-4 веках н.э. в пещерах около будущего монастыря жили люди, христиане, на которых были гонения. В 5 веке здесь из местного известняка был построен монастырь. В окрестностях монастыря много камней с древней фауной (отпечатками животных). Рядом растут заросли каменного дуба. Среди камней я видела небольшую зеленую змейку. Сначала я приняла ее за палку, потом за червя. А потом она показала мне свой язык и я поспешила оттуда уйти. В пещере около монастыря мы пообедали и полюбовались на наплывающие на нас облака. Температура была совсем не летняя, около 15 градусов. Попрощавшись с полицейскими, мы поехали вниз по опасному серпантину. Через некоторое время мы проехали город Мут и направились к гостинице. Дорога шла вдоль реки Гексу. По преданию, после купания в этой реке заболел, а потом и умер Александр Македонский. Также здесь утонул граф Барбаросса, предводитель крестоносцев. Он упал с лодки при переправе и утонул в тяжелой кольчуге.

“Кровавый диван”, храм Зевса и античный театр.

Вот турецкие штанишки,

Типа шароварчиков.

Всем пойдут – худы и полным,

Девочкам и мальчикам!

“Кровавый диван” – это не место из детских страшилок. У слова диван есть еще одно значение – это собрание. Когда-то здесь проходили расправы с язычниками и неугодными людьми. Если совет присуждал человеку смерть, то его сталкивали вниз, в каньон. Там его поджидали хищные звери. Кровавым “Диван” назван еще и потому, что его стены были красными от подтеков железа. Около места расправы раньше находился город с храмами, арками мостов и домами. Сейчас от них, конечно, остались только живописные развалины.

В окрестностях нашего отеля мы также посетили храм Зевса. Это единственный в мире хорошо сохранившийся храм Зевса. Я так и не поняла, что там хорошо сохранилось. Там нет как такового храма, там множество колонн. Но и они очень красивы. Неподалеку от них местные жители торгуют турецкими штанишками. Очень забавные это вещи, надо сказать! У них штанины сшиты не как у обычных брюк, а на уровне колен. Директор сказал:

Рядом с храмом Зевса раньше находился храм Фортуны. Сейчас от него остались только колонны на входе. Все незамедлительно побежали целовать эти колонны и просить себе удачи и счастья. Потом для местных жителей был дан концерт в античном театре. Он представлял из себя каменные ряды, которые ступенями спускаются вниз, к сцене. На этой сцене выступали солисты Мерсинского театра. Они спели несколько песен на русском языке. Потом было ответное выступление нашего детского ансамбля. Было очень холодно, театр тоже находился в горах. Предыдущий горный опыт не пошел нам на пользу. Все опять приехали полуголые, особенно наша методист. К утру она заболела. Вот к чему приводят поездки в гору. А вроде все взрослые…

Турецкие контрасты.

Перефразирую слова известного фильма: Турция – страна контрастов. И это действительно так. В первую очередь, это природа. Об этом уже говорилось ранее. На побережье Средиземного моря буйствует южная растительность. В ней много ярких красок. Пальмы, бананы, лианы, кактусы, лимоны, апельсины, лавровые деревья – все это создает незабываемую картину. Все это в сочетании с песчаными или каменистыми пляжами и теплым морем. В отдалении от моря появляются эвкалипты, а потом и хвойные растения. При этом все растения здесь вечнозеленые, ведь зимы в этих краях как таковой не бывает.

Еще в Турции большой контраст между отелями и домами местных жителей. Жители живут негромко. Многие имеют лавки и торгуют прямо на первом этаже своего дома. А сами живут на втором этаже. Деревенские дома не имеют прихожей или сеней. Дверь с улицы сразу ведет в комнату. В том же доме может находиться и скотный двор. Не понятно только, чем в этих местах питаются коровы, ведь травы здесь почти нет. Самое интересное, что почти на каждом деревенском доме есть телевизионная тарелка - антенна.

Поскольку город Кызколеси, в котором мы жили, является курортом, в нем очень много гостиниц. Мне кажется, что наш отель “Барбаросса” был самым красивым. Но это не главное. Я хочу отметить, что все отели очень шикарные по сравнению с домами местных жителей. Может плохое сравнение, но похоже на разницу между барскими усадьбами и крестьянскими домишками. Просто ничего общего нет. Кстати, на улицах очень сложно встретить женщин. В основном, там ходят только мужчины. Это тоже, как мне кажется, важная особенность этой страны.

Возвращение.

Нас сплотила поездка в Турцию,

Наша дружба теперь на века.

Теплоту этих дней исключительных

Не забудем теперь никогда.

И вернувшись домой в Россию,

Будем Турцию мы вспоминать,

Будем лучше мы в школе трудиться

И другую поездку ждать.

Прощальный вечер в отеле был отмечен не только прощальным ужином, но и концертом. Вечер вел директор школы №1054, а выступали учителя. Каждая группа должна была что-то придумать о нашей поездке в Турцию и исполнить это. Наша группа решила выехать за счет частушек. Их должны были исполнять все, но наша куратор сказала:

И решили, что солировать нам будет ансамбль, а мы будем только подпевать в припеве.

Концерт получился неплохой, веселый и запомнился надолго. Рядом со мной кто-то упорно пел не те слова и сбивал меня. Поэтому я не отрывалась от листочка с текстом. После концерта в честь нашего отъезда устроили прощальный костер и салют. И дискотеку. Наши учителя стали водить хороводы около костра. А я ушла на берег моря, чтобы напоследок посмотреть на Девичью крепость, которая ночью подсвечивается.

Утром я погуляла по окрестностям, простилась с ними. После обеда я полезла купаться. Потом всех построили в одну шеренгу вдоль моря и по команде Нины Григорьевны мы кидали монетки в воду. Елена Васильевна на радостях, когда кидала монету, ударила по голове какой-то женщине. Ну и правильно, ее предупреждали о последствиях! J После этого все стали фотографироваться, а я побежала одеваться. Вскоре мы отправились в аэропорт.

Как было грустно расставаться! Сначала с полюбившейся Турцией, с нашим отелем, с морем, с пальмами и лимонами! А потом и с нашими учителями. Вот и все, каникулы закончились и начинались будни. Обычные дни в зимней Москве…

В заключение напишу такие строки из песни:

Мы в поездке о многом узнали и спешим донести до ребят.

Много в Турции мест замечательных: Селифки, Кызколеси и Тарс.

Но Россия нам все же милее, о работе болит голова.

Дорогая моя столица, золотая моя Москва!