Поход на Мсту

(эпопея)

Подготовка к походу.

В этот поход я хотела пойти уже давно, только все не с кем было. Да и в этот раз я почти до отъезда не была уверена, что поход состоится и я смогу его заявить. Очень подводил Максим Семин, который никак не мог принести свою медицинскую справку. В итоге, все закончилось хорошо: Максим принес справку и находился в полной уверенности, что его возьмут на Мсту. И не поехал на Истру. Привык, что его всегда уговаривают. А тут не позвали и в такой крутой поход не взяли! Заслужил это Макс!

Перед походом мне больше всего запомнились следующие моменты: Давид, собираясь в поход, спросил:

-А зачем мне отдавать деньги за продукты? Вы ведь их уже купили!

Но это не самое интересное: Кирилл, когда мы поехали за продуктами, мне сообщил:

Это он говорит руководителю группы! Ставит меня перед фактом!

Это меня жутко шокировала, тем более, что перед этим звонила Настя и требовала у меня объяснений этого момента. Саня с Лялькой тоже без ведома руководителя пытались набирать группу: Лялька брала Влада, Саня – Андрея Феногеева. Не разберутся и лезут куда-то! С Андреем мы и так давно уже все обсудили, а на Влада мы не рассчитывали ни раскладку, ни посадочные места. Да и почему Влад должен идти в такой сложный поход? Он к нему совершенно не готов и мы Влада еще очень плохо знаем, он ходил только 1 раз.

С покупкой продуктов интересная история произошла. Мы встретились почти всей группой и поехали на наш оптовый рынок. Но он был закрыт, видимо, из-за дня рождения Гитлера. Мы остановились около ворот рынка, а какая-то женщина стала кричать на наших ребят:

Обзывала их по всякому, в том числе скинхедами. На следующий день народ решил дома не сидеть и за продуктами нам пришлось ехать втроем: мне, Саше и Андрею. Андрей все еще отрабатывает свое право ехать с нами в поход. Я еще хотела заставить его ехать домой к Димке Новому смотреть Сафроновский катамаран, но Димка сказал, что все сделает сам. А перед этим злостно распространял слух, что катамаран весь рваный и его нужно зашивать на швейной машинке. Хотя он этот кат даже не развернул!

Мы с Лялькой поехали за неделю до похода и купили билеты. Дня через 3 докупили билеты на Давида и Андрея. Они нам обошлись дороже на 20 рублей. Мы так и не поняли, почему. Ведь вагон и поезд были те же. Обратные билеты мы не купили, т.к. их уже не было. Обратно нам предстояло добираться на перекладных.

Итак, к отъезду наша группа состояла из 12 человек. Еще один, Дима Степнов (Интеллигент) должен был догнать нас на машине.

День 1 (28 апреля)

Наш поезд Москва - Санкт-Петербург отправлялся с Ленинградского вокзала около 12 часов. Было воскресенье. Я неторопясь встала, дособирала вещи. Как обычно, у меня было несколько рюкзаков. Примерно в половине 10 позвонил Давид и сказал, что скоро придет. В 10 подъехала машина Артема. Мы с Давидом с трудом стащили вниз несколько рюкзаков. Артем даже не поднялся ко мне помочь. Что-то у нас с Темой происходит! Портится парень… С трудом погрузившись в машину, мы поехали на вокзал. Только принесли вещи к бюсту Ленина, как стали подтягиваться наши. Вскоре приехали почти все. Не было только Димки Нового, который забыл дома весла и поехал за ними. Мы вытащили свои шмотки на улицу, на платформу. К этому времени подъехали провожающие: Машка Александрина и Людка. Людка привезла спасжилет. В поезд погрузились без проблем. Осталось даже время поговорить на перроне. Потом поезд тронулся и мы поехали на Мсту. Вагон у нас был сидячий. Ехать нужно было около 4 часов, так что можно было и потерпеть. Через 3.5 часа приехали в Вышний Волочок, от которого начинался заявленный нами маршрут. Там мы должны были отметить маршрутные документы. Саня, как лань, бросился к вокзалу, пролез под поездом. Кто-то спросил:

Стоянка поезда в Вышнем Волочке была 3 минуты. Саня успел сбегать на вокзал и в этот раз нашей группе не суждено было разъединиться. Основная проблема была в том, что мы начинали свой маршрут на станции Мста, а не в Вышнем Волочке, как было заявлено (срезали километры, чтобы успеть покататься на порогах). Начинать в Волочке нам посоветовал Толя Макушин. Он же обещал отметить и нашу маршрутную книжку. А сам наглым образом поменял весь свой маршрут и стартовал со ст. Березайка. Так он в очередной раз подставил нашу группу.

Далее путь наш на поезде продолжался до станции Бологое. Там мы выгрузились и узнали расписание местных электричек. Примерно через час отправилась наша следующая электричка Бологое – Сонково, состоящая из 2 вагонов, которая и довезла нас до станции Мста (ехать больше часа). На станции вместе с нами выгрузились еще несколько групп. Местные жители, которые и так не любят туристов, вынуждены были отстоять очередь, чтобы сесть в поезд. Какие тут начались крики! Светка еще умудрилась поругаться с каким-то алкашом, он ее долго материл и обещал прострелить из ружья баллоны нашим катамаранам. Надо было торопиться и побыстрее покинуть это опасное место.

Мы взяли вещи и потащили их к реке. Шли вдоль путей до моста через реку примерно 500 метров. Решили спуститься к воде прямо на этом берегу реки, но на нас стал кричать очередной местный житель, около дома которого мы собирались собирать свои суда. Чтобы не связываться с ним, мы перешли на другую сторону реки по железному мосту. Там, вероятно, и есть самое удобное место для сборов. Берег в этом месте достаточно ровный, можно даже при желании поставить палатки. Есть и небольшой лесок, в котором можно вырубить раму для катамарана. На этой поляне мы собрали 2 байдарки и 3 катамарана, сложили в гермы все продукты и снаряжение. Новый был в своем репертуаре: долго отказывался идти рубить раму для ката, доделывал свою байдарку. Потом раму все-таки сделали. Мы с Димкой Новым, Сашей Афониным, Давидом и Артемом погрузились вместе с кучей снаряжения в байдарки и поплыли вниз по течению искать место для ночевки. По берегам было много деревень, поэтому мы долго не могли ничего найти. Вода была спокойной, только иногда мы встречали каменистые перекаты и камни, скрытые водой. Вскоре должно было начать темнеть. Дойдя до деревни Кожино, мы решили повернуть назад и пройти немного вверх по течению. Против течения идти было достаточно тяжело. Встали на стоянку на правом берегу реки. От воды надо было немного подняться по склону на площадку-терраску, где мы и решили поставить палатки. Мы вынули вещи из байдарок и Саша с Димой уплыли на них вверх по течению, чтобы встречать остальных. Мы с оставшимися ребятами стали заготавливать дрова, а потом Тема и Давид стали дежурить. В это время я потихоньку перетаскала вещи к лагерю и поставила палатку. Потом оделась и пошла к костру. Темнело. Дежурные выяснили, что завхоз Катя не выдала для ужина соль. Решили пока ничего не готовить и ждать прибытия остальной части группы. Положили коврики около костра, на них постелили спальники и легли под них. В этот момент около меня кто-то вышел к костру. Так мне показалось. Я закричала. Давид потом несколько дней веселился: это к костру вылетел пакет. Сейчас у него даже истерика произошла! J

Наш народ приехал уже в темноте. Мы сделали вид, что спим. Саша Афонин прибежал к костру весь мокрый. Пока он поднимался на байдарке вверх по течению, он весь промок. Теперь долго стоял и сушился. В кромешной тьме наши новички впервые ставили свою палатку. Туда же сложили и все общественное снаряжение. Потом все легли спать.

День 2 (29 апреля)

Утром встали достаточно рано. Грузили суда часов где-то до половины 11-го. Вчера Света сказала, что местные рыбаки предрекают нам громадный порог около деревни Кожино. Никакого порога мы не обнаружили. Течение сегодня на реке было достаточно спокойное, никаких больших перекатов не было. Но река эта все равно интереснее, чем наши Подмосковные речки. Населенки по берегам много. Лес отошел от воды, есть только небольшие ивовые кусты. Но ива нашим ребятам нравилась больше, чем какой-нибудь сосновый лес: такие дрова не надо рубить, их только ломают. Проблема только в том, что в дождливый день такие дрова не разожжешь. Но в этом погоде с погодой нам повезло. Только один раз был сильный ливень с градом, да и то мы уже успели поставить лагерь. И еще в первую ночь, когда дети поленились хорошо натянуть тент и у них много вещей промокло.

На обеденной стоянке мимо нас проплывала группа алкашей, которые, перепутав нас со своими, стали демонстрировать нам свои гениталии. Эту группу мы наблюдали потом почти каждый день. Во время стоянки дежурные спросили:

Далее мы прошли деревню Березовский рядок с красивой церковью и устье реки Березайки. Вскоре после этого мы встали на стоянку на левом берегу реки не доходя до деревни Избонщи. Течение реки резко усилилось после впадения большого притока. Место для ночевки было хорошим, только вылезать на берег было сложно (высокий, мокрый берег). Долго перетаскивали вещи через футбольное поле к хорошему сосновому лесу. В этом лесу Давид потихоньку начинал готовить ужин. Он сегодня дежурит один, т.к. на обед, вместо того, чтобы дежурить с Артемом, он уплыл на байдарке. Давид приготовил хорошо, даже ничего не подгорело, только ребята все равно нашли, к чему придраться. Они весь поход травят Давида. Пока ничего не получается с этим сделать. Вечером Давид сказал, что у него температура. Когда стали ее мерить выяснилось, что он просто не хочет завтра грести.

День 3 (30 апреля)

Сегодня, как обычно, вышли около 11-ти. Скорость течения была большая (к обеду прошли около 20 км. Вчера мы это расстояние шли целый день). Света стала на ходу на катамаране чистить зубы. При этом ребята продолжали грести. Света сказала Ане, сидящей перед ней:

Обедали около деревни Глинец. Там Саша с Аней полезли купаться, после чего Аня отмывала 3 кана. После обеда дошли до устья реки Уверь. Это правый приток Мсты, его можно узнать по автомосту. Там мы оставили Сашу и Кирилла ждать Диму Степнова, которого завтра на машине сюда должны были привезти родители. Мы долго отдавали вещи ребятам, их продукты, осматривали место для их стоянки. Место оказалось плохое: поле, с которого видно поселок и мост, до леса нужно идти через болото. Около реки оказались гадюки. Заметив их, мы поспешили отчалить от этого берега. Ребята потом спрашивали, как называется ближайшая деревня. Не Гадюкино? У Сани с Кириллом были на двоих одни резиновые сапоги и они таскали друг друга на руках через этот гадюшник. Мы прошли немного вниз по течению. Местный рыбак показал нам у берега источник минеральной воды. Запах от нее шел, как от водопровода. Все захотели ее попробовать. Вода была, как из-под крана. Такая же гадость! J

Мы прошли еще немного ниже, примерно 2 км. и встали на ночевку на излучине реки, в хорошем сосновом лесу. Видимо, это место посиделок всей округи. Там было столько дорог! Мы нашли место поудобнее и поставили там лагерь. Ночью нас никто не навещал. Было еще довольно рано и мы решили проверить наши продукты. Несколько герм оказались промокшими. Это девчонки их так завязывают! Просто на бантик и кидают на кат! Давида опять сегодня достали. Его в очередной раз посвятили в деда. Как мы говорим:

У нас теперь 2 деда: Давид и Димка Новый. Новый побил отца Артема. Артем разозлился и стал махать горящим поленом. Их еле разняли. Димка стал все настойчивее вступаться за Давида.

4 день (1 мая)

Сегодня мы особенно не напрягались. В общем, все было как обычно. Через несколько километров была деревня Чернец. После нее довольно мощный перекат (после острова, перед навесным мостом). После Чернеца населенка закончилась, только километров через 7 была деревня Опочно. После нее стали вглядываться вдаль, чтобы успеть зачалиться до деревни Жадины, перед которой мы должны были встретиться с нашими ребятами. Правый берег весь был в местных жителях, которые выехали сюда отдохнуть (близко шоссе). Поэтому мы встали на левом берегу, на терраске. Если подняться наверх, на коренной берег, можно было набрать много дров. Лагерь там мы ставить не стали (очень далеко лезть и много крупных муравьев). Мы с Димой и Темой пошли на разведку искать перекат в Жадино. Ничего не нашли и вернулись обратно. После обеда, только успели поставить лагерь, как пошел ливень с градом. Все забились под тент, которым была накрыта палатка. Только Димка Новый показал себя настоящим героем: вылез и стал натягивать тент, чтобы ни на кого ничего не лилось. Я то думала, что он первым под тент залезет. Растет парень!

После дождя мы со Светой, Катей и Аней пошли в поселок искать перекат и посмотреть, нет ли там наших ребят. Идти оказалось далеко. Мы прошли все Жадино, видели этот перекат, прошли дальше поселка, но там никого не было. Возвращаясь обратно, мы со Светкой перешли на другую сторону по навесному мосту и пошли по ней к нашему лагерю. А девчонки пошли по этому берегу. На наш берег нас потом перебросил Новый на байдарке. После ужина мы со Светкой опять ходили искать ребят, но все было безрезультатно. В 11 часов, послушав песни, мы устроили для детей отбой. Сами, подложив дрова в сигнальный костер, мы тоже легли спать.

5 день (2 мая)

Около 12 часов ночи, когда я собиралась заснуть, раздался звонок мамы Димки Степнова. Она сказала, что Интеллигент заболел и в поход не поедет.

Примерно в 3 часа ночи Кирюхин голос на реке стал звать Нового. Я послушала и минут через 5 сказала Ляльке:

Лялька выбежала и стала кричать ребятам. Что кричать-то? На реке все равно ничего не слышно! Саня и Кирюха, все пьяные, появились где-то через полчаса. Они еще долго рассказывали, как они доплыли, перебудили весь лагерь. Хуже всех было в палатке у Нового, куда на сегодняшнюю ночь перебрались девчонки и Артем. Туда же пришли и Саня с Кирюхой. И как они там все разместились?

Утром я дежурила с Андреем. Еле продрала глаза. Андрей, мой напарник, оказался очень криворуким. Откуда такие берутся! Кое-как отдежурили, позавтракали и стали собираться. Позже всех встали наши путешественники. Они потом весь день рассказывали, что на них ночью напал дельфин. Усами своими им весла обмотал… Сколько для этого выпить нужно? Я была в шоке: сегодня им на порогах страховать, а они лыка не вяжут. Тем более, что у нас давно объявлен “сухой закон”. Его, конечно, нарушают иногда, но не до такой же степени!

Вышли опять около 11-ти, если не позже. Вскоре прошли перекат в Жадино. В описании он длится 3 км., на самом деле он очень маленький. Километра через 2-3 пришли в Опеченский посад, с его знаменитой набережной Петровских времен. Там в лавке на набережной народ закупился. Рядом дядька рассказывал, какие большие сомы водятся в этой реке. Ребята обрадовались: говорили о их дельфине! Пройдя еще немного, мы зачалилисть перед мостом на левом берегу реки. Там разгрузили байдарки, все шмотки подвязали на каты. Одели юбки и фартуки на байдарки, все одели каски и спасжилеты. После этого вперед вышли катамараны. Через несколько минут пошли байдарки. Сначала шли мы с Сашей. За мостом начинался Малый порог. Особой сложности он не представлял. Он состоял из нескольких ступеней, в такую воду порог был несложный. Только в одном месте лежала плита. Обойти ее можно было только у правого берега. Но Лялька, со знанием дела, сказала, что можно пройти у левого берега, да и страховку тоже поставили с него. Мы и пошли у левого. Как нас протянуло через перегиб! Такие шрамы на байде остались! Я думала, что мы сейчас затонем, но нет, дальше пошли. Мы стали держаться левого берега, искали, где зачалились наши и еле успевали уворачиваться от камней. Течение было очень сильное, камней очень много. Заметив наших, мы стали подрезать воду и идти к берегу, т.к. нас уже успело отнести далеко. Байда, на радостях, чуть не легла. У берега под водой лежал большой камень. Мы его, конечно, не заметили и сели. Байдарку сразу развернуло и стало класть на бок. Я уже смирилась с мыслью, что купание неизбежно, но тут подбежал Кирюха и сдернул нас. Мы причалили. Я сразу накинулась на Ляльку с ее рекомендациями идти вдоль левого берега. Через некоторое время причалил Димка Новый. Глаза у него и его матроса Андрея были просто квадратными! Забавно! J

Пошли просматривать место для ночевки. Рядом была громадная поляна напротив Большого порога. На ней яблоку негде было упасть! Столько народу стояло. Мы нашли место рядом с нашими судами, на горке. Правда, полянка там была небольшая и здесь был расположен туалет, но ничего, зато лагерь получился компактным. Стали готовить обед. Делали яичницу. Потом поставили все палатки и мы со Светкой поплыли на другой берег, в судейский лагерь. Долго боролись с течением, а потом решили плыть к финишу и пешком идти до судейской поляны. Мы все прокляли, пока тащили этот кат по узкой тропе, по которой я предложила пройти! Сколько же он весит, махина эта?

На судейской поляне мы никого не нашли. Светка на горизонте видела Абрамовича и лагерь “Желтопузиков” (37 меридиана). Потом мы переправились на наш берег. Народ еще покатался на кате. Потом поужинали. Дети легли спать. Тут на охоту вышли “гномы”. Больше всех не повезло Давиду, он оставил у костра больше всех вещей. Закинули также и Новский стул на самое высокое дерево. Новый порывался еще кинуть мое КЛМН, но не успел. Мы со Светкой сидели и давились от хохота.

6 день (3 мая)

С утра все решили кататься на катамаране на Большом пороге. Даже очередь выстроилась. На противоположном берегу соревнования заканчивались, груженые суда уходили в сторону Боровичей. Когда мимо проплывал кат с руководством 37-го меридиана, мы им покричали из кустов. Естественно, что они нас не узнали, но все-таки помахали нам. В районе обеда мы собрались и стали выплывать из этого гадюшника. Гадюки здесь были на каждом шагу! Сначала вышли каты, потом байдарки. Прошли все без приключений. Потом, не загружая байдарки, пошли к порогу Лестница. Он находится около деревни Ровное, рядом с церковью. Я думала, что до Лестницы ничего серьезного нам не предстоит и наша байдарка вырвалась вперед. Тут пошли такие перекатики! Здорово! Я в какой-то момент пожалела, что все остались сзади. Правда, ничего особенно сложного здесь не было, только валы были большие. Слева был подземный приток река Понередка. Наши крутые спелеологи решили ее исследовать с фонариками. У них ничего не вышло. Вскоре показались дома деревни Ровное. Мы прошли деревню и высадились на левом берегу, перед поворотом. Пошли просматривать порог. Около самого порога стояла толпа народа. Они ожидали зрелищ. Что-то кто-то кильнется в этом пороге! Прошли мы этот порог без приключений. После Ровного прошли еще пару деревень и встали на стоянку на левом берегу, около переката. Нужно было торопиться, а то солнце скоро должно было зайти.

Мы поручили новичкам собраться, а сами подготовили байдарки. Вскоре ребята уже вели вдоль берега байдарки к началу переката, а Саша и Дима взяли громадные камни и пошли с ними в реку, чтобы водой их не сносило. На первой байдарке вышли Давид, Катя и Аня. На второй – я, Саша Афонин и Андрей. Первую байдарку взялись килять наши “ворота”. Они долго дергали ее каждый в свою сторону. Потом у них получилось ее опрокинуть. На нашей байдарке ребята почуяли неладное и пытались отгрести на середину реки. “Ворота” не успевали. Тогда я взяла инициативу в свои руки и вывесилась за борт. Байдарка тут же перевернулась. Пока тащили байдарки к берегу, девчонки спросили:

Его привязали в байдарке, но он умудрился уплыть, только ручка осталась привязанная. Светка у нас каждый поход что-то теряет: то байдарку, то кан… Дети вылезли на берег и сразу стали разжигать костер. Спички у них не промокли, не то что в том году у Артема с Наташкой! Это Давид догадался в пакет их положить. Костер развели быстро, правда, дрова быстро закончились и никто не хотел идти за ними в лес. Потом Саша разогнал всех. Девчонки ушли переодеваться минут на 40. Одна из них, Аня, была дежурная. Постепенно все переоделись, поставили палатки. Дети до сих пор были в шоке от пережитого. Их же в туристы недавно посвятили! Мы со Светкой рисовали медальки, ребята лежали в палатке и пытались придумывать песни. Давид делал “штуку”.

Чай пили позже. Тогда и вручили медали. Мне тоже вручили, меня же тоже сегодня в туристы посвятили. Десять лет хожу, а еще не посвященная! Потом был небольшой “круг”. Обсуждали поход. Очень сильно досталось Артему, который весь поход ничего не делал, только прятался за спины отцов. Даже Кирилл ему сказал, что скоро Артем может перестать быть отцом! Я пыталась похвалить Нового за тот его героический поступок, когда он под ливнем ставил тент, а он не понял и сорвался:

Потом немного попели песни и легли спать.

7 день (4 мая)

Вышли опять поздно. Решили сегодня заставить поработать Андрея и посадили его на Костин кат вместе с Андреем. Потом пошли еще перекаты. В общем, дорога до Боровичей была не скучная! Припарковались перед автомостом в Боровичах. Там сходили в туалет, повалялись на солнышке и пошли дальше, до следующего автомоста. Перед ним причалили на левом берегу, на большую поляну. Светка с отцами Сашей и Кириллом ушли за билетами, а все остальные стали разгружать суда и сушить вещи. Артем потерял штырек от руля байдарки. Долго ползали и искали его в траве. Слава богу, нашли! Потом стали сушить суда и собирать вещи. После возвращения наших, стали готовить обед на привезенных дровах. Потом постепенно наша куча собралась и мы стали таскать вещи на вокзал. На вокзале с вещами остались я и Аня. Аня перед этим хлебнула из бутылки спирт и ее оставили “протрезвляться”. Когда ребята ушли за новой партией вещей, мне позвонила мама Артема. Интересовалась, когда мы приезжаем. Я взяла билеты до Окуловки и мы стали ждать остальных. Их долго не было. Не могли дотащить оставшиеся шмотки! J После их возвращения мы со Светой пошли прогуляться по магазинам. Около 9 часов мы погрузились в поезд. Он представлял из себя тепловоз с 1 вагоном, который оказался до отказа набит туристами. Все еле поместились. Часа через 2 приехали в Окуловку, около часа простояв на путях. Прыгать было очень высоко! Светка побежала в вокзал за билетами. Вокзалом это, конечно, трудно было назвать: там стоял вагон, в котором были касса и зал ожидания. Взяли билеты на поезд в 5 часов утра. Когда вернулись к нашим, они лазили по тепловозу. Перенесли вещи к бывшему вокзалу, к которому должен подходить поезд, перекусили и стали устраиваться на ночлег. Мы со Светкой сходили в зал ожидания, но там уже был бомжатник – туда сошлись все окрестные бомжи. Потом вернулись и легли спать.

8 день (5 мая)

Встали часа в 4. Завязали рюкзаки, стали переносить их к платформе. Новый насоветовал идти в конец состава, хотя стоянка поезда здесь всего 1 минуту. Светка сказала:

- Если наш вагон здесь не остановится, я из деда Нового бабку сделаю!

Тут показался поезд. Наш 18 вагон оказался в самом начале поезда. Бежали через весь состав! В нашем вагоне двери не открыли, грузились в 19-й. Наши несколько ходок по платформе успели сделать. И это все за одну минуту! Только добежать до 18 вагона не успели, сели раньше, а потом несли вещи через все вагоны. Когда поезд тронулся проводница узнала, что мы не из ее вагона и такой крик подняла! Стали таскать вещи в свой вагон. Только легли, как пришел проводник и стал гнать нас из единственного нашего купе. Сказал, что наши места будут боковые. С какой это стати? Мы никуда не пошли!

Легли спать и проспали почти до Москвы.

На платформе нас встречали отцы Артема, Ляльки и Димки Нового и Машка Александрина. Долго грузили вещи в машины. В Темину машину влезли все детские рюкзаки, 2 рюкзака с общагой, я, Давид, Артем и его отец. Дети поехали на метро. Отец Артема довез нас до моего дома. Потом ребята помогли мне затащить вещи наверх. Где-то через полчаса приехали ребята за своими вещами. Саша позвонил домой и был в шоке, что мама его не узнала!

После похода

Днем после возвращения я стала разбирать рюкзак и натолкнулась на маршрутную книжку. Только тут я заметила, что мы должны были послать телеграммы о выходе на маршрут и сходе с него! А мы только печати в маршрутке поставили! Я была в ужасе! Как теперь доказать, что мы в походе были, нас же никто там не видел? Во вторник я с трудом заставила себя поехать в СЮТур, а то хотела это сделать после праздников. Афанасьев уже собирался МЧС на ноги ставить, группа контрольный срок просрочила! Как нам повезло, что я все-таки доехала до СЮТура. Надеюсь, больше мы так не лопухнемся! J

Выводы и рекомендации о маршруте

Наш маршрут начинался со станции Мста и заканчивался в Боровичах.

Начало маршрута. Выше ст. Мста река спокойная, достаточно неинтересная. На майские праздники, если вы не хотите каждый день очень долго грести и рассчитываете успеть покататься на порогах, лучше начинать маршрут не в вышнем Волочке, а на станции Мста. Так вы сократите маршрут примерно на 50 км.

До станции Мста можно доехать на электричке от ст. Бологое (электрички в 8.30 и 17.10). До Бологого мы доехали на поезде Москва-С.-Петербург (отпр. в 12.16). Он приходит в Бологое в 16.10.

Конец маршрута. Заканчивать маршрут можно в Боровичах, а можно пройти ниже по течению. Там тоже есть пороги. Мы выгружались у второго моста, на левом берегу реки. До вокзала идти достаточно далеко. Можно пройти по реке почти до вокзала и разбирать байдарки в кустах. Берег, правда, там неудобен, зато можно развести костер и нет проблем с туалетом. Поезд на Москву ходит раз в 2 дня (по четным дням, отправление в 1.17). Выехать можно на электричках до Угловки (5.21, 7.55, 17.16) или Окуловки (21.10 по средам и субботам). В Окуловке останавливается около 20 поездов на Москву, в Угловке только 6.

В низкую воду река интересна, в основном, только для байдарок. Катамараны могут потребоваться только на порогах. Пороги и перекаты были в этом году совсем несложные. Некоторые проблемы доставили только Большой порог и Лестница. Для безопасности после порогов мы выставляли страховку на катамаранах. К концу маршрута река заметно усложняется, перекаты продолжаются почти до самого места разбора судов.

Следует учитывать недружелюбный настрой местных жителей по отношению к туристам, которых в майские праздники на реке особенно много.

В жаркую погоду по берегам реки Мсты можно встретить много гадюк. Самые “гадючные” места на нашем маршруте: устье реки Уверь, рядом с мостом на правом берегу и немного выше основных бочек Большого порога на левом берегу (в лесу).