Горнолыжный Кировск-2003

Посвящается Ольге Устиновой,

которая подтолкнула меня к

этой авантюрной поездке…

Часть 1. Предыстория поездки

С детства мне каждый год приходилось видеть эту картину: невысокие заснеженные горы, крутые перевалы, сильный ветер, сбивающий с ног, тяжелые переходы. Но я очень любила возвращаться сюда, в Хибины и очень скучаю по лыжным Хибинским походам. Я люблю это время, эти горы, славный город Кировск. Помню, я завидовала его жителям. Представляете, просыпаетесь утром, подходите к окну, а там горы! Здорово! А у меня за окном заводы дымят…

Помню, как я провалилась в снег по шею около елки, когда собиралась отвязать от нее тросик. Меня потом полгруппы вытаскивало! J Еще у меня в памяти сильно отпечатался первый Хибинский поход. Особенно такие моменты: как мы отдирали по утрам бахилы от стенки палатки и как наш военрук зубами развязывал Надьке шнурки на ботинках. Забавно! Самим тяжело было что-то делать, так мы уставали. И еще, конечно, мой спуск с Айкуавенчорра на горных лыжах. За спиной уже были горнолыжный зимний лагерь в Яхроме и поход по Хибинам. Мой географ Вячеслав Александрович (в дальнейшем, “папа Слава”) попросил подождать его внизу и не подниматься самой на подъемнике. И повез наверх наших ребят. Мне стоять было скучно и я поехала наверх сама. Подъемник находился, как я сейчас понимаю, на самом крутом северном склоне. Как я потом вниз спускалась! Мне до сих пор иногда кошмары сняться!.. Ползком кое-как доползла, внизу ноги дрожали, как после большой попойки. Отдала лыжи Надьке и пошла куда-то. Зареклась: больше сюда никогда на горных лыжах не вернусь… И вот прошло 10 лет… С ума сойти!!!

Часть 2. Сборы

Приближался мой день рождения. Я уже почти всех своих друзей и знакомых обзвонила и пригласила к себе, только вот до Ольги Устиновой дозвониться не могла. То ее дома не было, то я не могла себя заставить позвонить. В итоге, пришлось сделать над собой усилие. Ольга прийти отказалась, у нее на мой день рождения были другие планы, с которыми она меня познакомила: Ольга с подругой 1 марта уезжала в Кировск кататься на горных лыжах. Ольга и меня пригласила, я так понимаю, совсем не рассчитывая на мой приезд. Куда я поеду? У меня ведь работа, конец четверти…

Утром вдруг пришла мысль: а почему бы не поехать? Ольга будет шокирована. Вот так сюрприз свалится на ее голову!!! Сначала я сама не поверила, что это возможно. Несколько дней я собиралась с мыслями, а также искала себе попутчиков. Никто ехать не хотел. Не думая об успехе, я написала заявление об отгулах. И директор его подписал! Я поняла: что не делается, все к лучшему! Значит, нужно ехать. Хотя я сама уже боялась своей решительности. Директор думал, что я повезу бабушку в санаторий, но вся школа знала, что я еду кататься на лыжах. Завуч Елена Глебовна подошла ко мне, узнав про отгулы, и сразу спросила:

Она сама раньше ходила и ей можно было рассказать. Я и сказала, что, видимо, у моего организма такая особенность: болеть зимой. А в этом году почти вся школа слегла, а я – нет. Вот я и решила устроить себе небольшую разрядку, а то я уже на грани нервного срыва нахожусь. Это было не очень далеко от истины…

В понедельник я поехала на вокзал за билетами. До Апатитов купила билет без особенных проблем, только не на то число, на день позже, чем хотела. Обратных билетов мне не продали. Они, оказывается, продают билеты только от конечной станции, а от Апатитов поезд до Москвы пока не идет! J Я перебралась в здание, продававшее билеты на все вокзалы. Там мне продали билет не на то число. Пришлось его сдать и купить на день позже. При этом я потеряла 78 рублей (налог с продаж) и жуткое количество времени потратила! На следующий день я отмечала свой день рождения. Алла Леонидовна и Настя никак не могли понять, как меня смогли отпустить в конце четверти! А.Л., видимо, забыла, как она сама несколько лет назад в сентябре ездила в Турцию!

Часть 3. Еще немного истории

У меня это далеко не первый опыт погонь за кем-то. Было еще как минимум 2 погони, обе в Новгородской области. Курсе на 3, в перерыве между практиками, мы с ребятами догоняли группу А.Л. на реке Полометь. Там еще Диян дыру в байдарке рукой затыкал на перекате. Как он потом кричал! Там же мы столкнулись с Настей. Она стояла посреди реки, по колено в воде, а мы метались по этой реке и не могли понять как ее объехать. Через 2 года Настя с А.Л. опять пошли на Полометь. Их догоняли мои однокурсники Тема и Маринка. Они прямо с выпускного туда ехали. Мне стало очень обидно, что они едут с моим руководителем, а я нет. Я собралась за день и мы с Ильясом догнали группу. Как Настя удивилась! Она совсем не ждала нас. Люблю такие моменты. Настя была действительно рада!

Я люблю говорить, что эта страсть – догонять группы – мне досталась в наследство от папы Славы. Его мама Муза Евгеньевна как-то раз рассказала, что ее сын однажды с другом догоняли свою группу то ли в Крыму, то ли на Кавказе. Без еды, без денег. Теперь я это использую в своих целях. Да, папа Слава был свой человек! Только ничего хорошего, видимо, мне от него не передалось. Например, умение ориентироваться. Любовь к лыжам, кстати, тоже от него. Но он здорово катался! Этот его стиль, кажется, называется фристайл. Это когда летают над палками. Прикольно! Мне такого никогда не достичь… Да и не нужно мне это…

 

 

Часть 4. Отъезд

Поезд на Мурманск уходил в час ночи. За мной заехал Леша и проводил на вокзал. Рюкзак был очень тяжелый. Одни горнолыжные ботинки сколько весят! Я еще спальник взяла. Зачем только? И вот 8 марта я оказалась в поезде. Все женщины страны отмечали праздник, а я тряслась в вагоне. По громкой связи начальник поезда рассыпал поздравления, весь день звучала музыка. На меня постоянно поглядывал какой-то хач. Точнее, человек какой-то азиатской национальности. Потом он у меня поинтересовался:

Я даже не знала, что в Апатитах рынок есть! J На одной из станций я увидела двух знакомых туристов: мужчину и девушку. Я долго смотрела на них, а потом вспомнила: мы с ними судили какие-то соревнования в ДЮТе, в овраге за туалетом. Это давно было, лет 5 назад. В Петрозаводске я подошла к ним и мы пообщались. Они тоже едут в Кировск, тоже на горных лыжах кататься.

В ночь перед приездом молодые люди из нашего вагона очень много внимание уделяли моей соседке. Поэтому я не выспалась, утром сильно болела голова. Этой девушке, видимо, тоже было не очень приятно. Она тоже ехала в Апатиты, живет она там и работает. Кажется, у нее дочка есть.

При выходе на перрон в Апатитах меня подхватили бабульки, желающие сдать жилье. Договорились на 130 р. в день и поехали в Кировск. Я осмотрелась в поисках Артема Мануйлова. Он не поехал. А то перед отъездом его родители никак не могли решить: отпустить его или нет? Прямого автобуса не было, доехали до Апатитов, до универмага. Там я помахала рукой общительной соседке. Вскоре подошел наш автобус, который доставил нас до рынка на ул. Олимпийской.

Часть 5. Кировск

Город я увидела издалека. С радостью смотрела, как он приближался. Город раскинулся под горами, на их склонах. Горы этот город и ограничивают, расти ему особенно некуда. С одной стороны горы, с другой – озеро Большой Вудьявр, я его называю “Большой отстойник”. Так оно и есть, сюда сливается вся гадость с апатитового комбината. Нам это еще папа Слава рассказывал.

Улицу Олимпийскую я помню еще с первого приезда в Кировск. Мы ночевали здесь 1 ночь. Я несколько лет пытаюсь найти тот дом, где мы жили. Теперь, кажется, нашла. Помню, там во дворе был овощной магазин. Я перед поездом побежала туда за соком в 3-литровых банках. В это время группа уже пошла на вокзал. Я не успела убрать банки, так их и тащила в руках, а девчонки несли мой рюкзак и лыжи. Разве это можно забыть? Теперь вокзала в Кировске нет, а раньше ходили электрички в Апатиты. Я даже самого здания не увидела. Может, потому что пурга помешала?

Дом №57 от остановки недалеко. Мы поднялись на 4 этаж, в квартиру №8. Бабушка Лидия Васильевна мне понравилась. Очень заботливая, даже чересчур. Я распаковала вещи, перекусила и пошла на склон. Подъемников было много, все разбросаны по горе. И где искать девчонок? Встала в очередь на самый простой подъемник. Немного потренировалась, чтобы не позориться, а потом заметила девчонок. Они только что пришли. Я долго наблюдала за Аней и Олей. Аня, конечно, супер! Горку преодолевает за полчаса! Зато Ольга на ней свои нервы тренирует. J Потом я перешла на соседний подъемник, где были девчонки. Надвинула кепку на лицо, чтобы Ольга раньше времени меня не узнала. Подъехала к девчонкам. Стою рядом. Ольга подняла голову и долго хлопала глазами. Интересная реакция! J Стали кататься. На долго меня не хватило, ноги стали болеть. Я пошла домой, перекусила и отправилась гулять по городу. Хотела купить торт, но их нигде не было. Что это за город такой? Не идти же в гости с пустыми руками! Пришлось купить пару кексов и бутылку вина для глинтвейна.

Часам к 9 я должна была быть у девчонок. Пришла чуть раньше. Их не было. Их не было и через полчаса. Я посидела немного в сугробе у подъезда. Выглянула соседка и предложила посидеть у нее, но я отказалась и перешла на скамейку. Решили дождаться, пусть даже они придут ночью. Потом встану и уйду домой. Люблю так делать, это мой стиль. Девчонки вернулись к 10. Они долго извинялись, особенно Ольга. Я поняла все с первых их слов и простила, но продолжала ломаться. Те, кто меня знает, не удивились бы этому. Помню, Настю эта моя черта всегда раздражала. Я все-таки зашла в гости. Девчонки тоже достали вино и торт, так что я о своих решила умолчать, не удобно было, что мы одинаково мыслим. Стали пить вино, но оно было не очень вкусным и я предложила его усовершенствовать: сварить глинтвейн. Пока я кидала все содержимое в миску, Ольга безуспешно пыталась спустить воду в раковине. Решила вытащить трубу. Труба сломалась очень быстро! J А я-то думала, что это только у меня руки из одного места растут!

Досмотрев фильм, девчонки пошли меня провожать. Было около 12 часов. На улице было довольно много людей. Не боятся гулять ночью. Конечно, это не Москва! Бабулька меня высмотрела в окно и ждала на кухне. Она уже успела постелить мне кровать. И я быстро легла спать.

Утром баба Лида сказала, что сегодня объявили штормовое предупреждение. Ветер будет 20 м/с, а в Мурманске – 30 м/с. Но это будет только после обеда, а пока можно идти кататься на лыжах. Мы договорились встретиться с девчонками на остановке около 11, чтобы ехать на дальний склон. Но погода была плохая и решили остаться на местных склонах. Взяли абонемент на подъемники. Аня немного отстала, а когда она догнала, Ольга радостно сказала:

Я удивилась: когда Аня успела с кем-то познакомиться?

А это, оказывается, был спасатель, который Аню на снегоходе катал, когда она без лыж лазила по снежному кулуару.

Ольга ушла поговорить со своими знакомыми, а нам с Аней надоело ее ждать, мы взяли ее лыжи и палки и пошли к южному склону. Ольга нас быстро догнала. Она очень забавно бегала в горнолыжных ботинках, сильно размахивая руками. Южный склон, да и подъем на него выглядели страшновато. Ольга повезла наверх Аню, а я в это время надевала лыжи и ботинки. Хотела ехать наверх одна, но вспомнила свой печальный опыт 10-летней давности с папой Славой и осталась сидеть на рюкзаке. Вскоре за мной приехала Ольга. Она меня подняла и мы поехали наверх. Наверху был сильный ветер со снегом. Он дул прямо в лицо. Аня боялась спускаться на лыжах, сняла их и шла пешком. За ней даже спасатель выехал, хотел помочь. Везет ей на спасателей! J

Вскоре мне надоело ездить по одному склону и я подалась влево, в криволесье. Гоняла там по кулуару. Вспоминала свое походное Хибинское прошлое. Несколько раз упала прямо в кусты. Забавно! Вспомнилось легендарное падение Верки Самариной. Даже фотка такая есть, как ее Костя из кустов вытаскивает.

В 2 катание мое закончилось. Я поискала глазами девчонок, не обнаружила их и поехала домой. Ветер усилился, но внизу между домами было сравнительно тихо. Стала переобуваться около магазина. Пока упаковывала лыжи и ботинки, у меня улетела варежка. Потом ее догоняла. Дома баба Лида спросила:

Я ответила:

- Подняться-то несложно, главное спуститься!

Отобедав, я пошла в город. Посетила несколько магазинов, а потом села на автобус и поехала на 23 км., к базе МГУ. Прошла немного по шоссе до железной дороги, влезла на нее. Прошла до развилки, где я обычно собираю камни. В каждый свой Хибинский поход, это уже традиция такая. Ветер был очень сильный, пурга. Иногда тяжело было стоять на краю насыпи под его порывами. Потом вернулась к остановке. Автобуса долго не было. Подъехал “бомбящий” форд. Он довез до почты. Я прошлась еще немного по городу и вернулась домой. Я сильно промокла и устала, хотелось спать. Позвонила Ольга и предложила завтра опять ехать на дальнюю горку. Я согласилась. Баба Лида потом меня отговорила: зачем дергаться в день отъезда?

Вечером я ходила по комнате походкой Е.А. Котляровой. Ноги меня совсем не слушались!

Утром погода была хорошая. Сначала были облака, но потом они разлетелись. Температура была около 0, снег на ботинках потихоньку таял. Девчонки должны были уехать в 10, поэтому я вышла в 10.30, чтобы с ними не встретиться. К 11 была на горе. Еле доползла туда. Будто на мне всю ночь мешки тяжелые таскали! Вышла опять на южный склон, он мне очень понравился. Особенно кулуар. Несешься по нему, как по трубе, кричишь от полной свободы и немного от ужаса. Снег был мягкий, выпал ночью. Здорово! Главное, не останавливаться, иначе испугаешься спускаться. И еще Ольга сказала: главное не как спускаться, а получать от спуска удовольствие. Я бы еще добавила: и живой доехать до низа! А то вот я один раз разогналась хорошенько и упала так, что позвонки на шее зазвенели. Ну ничего, обошлось!

С подъемом в гору у меня были проблемы. Видимо, я подсознательно его боялась. Как-то раз я зацепилась за бугель, повисла на нем и меня немного протащило. Лыжа отстегнулась и поехала вниз. Слава Богу, недалеко уехала! J Стала спускаться слева от подъемника. Там мало кто катался, поэтому был жесткий наст. Подъезжая к низу, увидела девчонок. Долго смотрела на них со склона, а потом подъехала. Ольга рассказала, что на 25 км. сегодня выходной и подъемники не работают. Хорошо, что я с ними не поехала!

Вместе катались в кулуаре. Я несколько раз напугала Аню, пролетая мимо, она падала. Всего боится! Потом настали 2 часа. Утренний абонемент закончился, а я еще не накаталась. Взяла еще дневной абонемент и пошла на северный склон, на “Латвию”. Подъем там очень длинный. Спуск сначала пологий, а потом крутой. Но можно уйти вправо, через трос и далее по склону по накатанному серпантину на любимый Анин склон. По верху можно перебраться и на другие подъемники, что я позже и сделала. Северный склон намного круче южного, он мне не понравился. Может, это потому, что я слишком плохо катаюсь?

Я с трудом спустилась с северного склона и перебралась на южный. Там как раз были дети из спортшколы. Громадная очередь на подъемник! Один ребенок, когда поднимался, решил пропустить опору между ногами. Потом орал, лежа в сугробе. У многих детей были красивые и дорогие лыжи. Неужели это их собственные? Или им дают их в спортшколе? Хотя баба Лида говорит, что на апатитовом заводе работники много получают. Я съехала пару раз и отправилась домой. Накаталась. По дороге встретила Аню и отдала ей свой абонемент. Он больше не был мне нужен.

Баба Лида меня увидела в окно и открыла дверь. Она угостила меня кефиром с хлебом. Хороший у них кефир производят в Апатитах! Раньше между Кировском и Апатитами было много теплиц, постоянно выращивались овощи. Сейчас, в начале марта у них уже были зелень, редиска. С перестройкой все остановилось и было разрушено. Совхоз “Индустрия”…

Я немного пособиралась и пошла покупать продукты на поезд. Потом перебрала свои булыжники, часть погрузила в рюкзак, а остальные положила в пакет для девчонок. Баба Лида сказала:

Может быть. Но не тащить же мне их самой в Москву. Если девчонкам они понравятся – замечательно, пусть сами тащут. А нет – так пусть выкинут. Я посмотрела в окно: свет у девчонок не горел. Как обычно. И где их носит постоянно? За 2 недели, что они здесь находятся, можно было уже наизусть весь ассортимент магазинов выучить. Я бы с ними вместе жить не смогла, я бы просто не вынесла их графика. Камни я отдала соседке. Стена около квартиры “спортсменок” вся исписана именем “Оля”. У Ольги здесь уже поклонники появились, что-ли? J Баба Лида подарила мне довольно симпатичный камень эвдиалит (в переводе с саамского “лопарская кровь”). Есть легенда о происхождении названия этого камня. На Кольский полуостров раньше часто нападали завоеватели и здесь пролилось много крови местных жителей (саамов). Их кровь и превратилась в этот камень. Романтичная история.

Дома я отдала деньги за квартиру бабе Лиде. И еще купила ей бананов, она их очень любит. Она очень обрадовалась и звала приезжать еще. Пока я собиралась, баба Лида рассказывала мне о местных происшествиях. Только сегодня передали, что в Хибинах разбился альпинист. Как он умудрился? Пару лет назад несколько студентов ушли осенью в горы и не вернулись. Снега было совсем мало. Их искали с земли и с воздуха. Не нашли. Года через 1,5 они оттаяли. Единственный свидетель убившей их лавины – фотопленка. Это еще не все. Недавно в школе убили мальчика. Он кому-то деньги не отдал. Прямо в школьном туалете его и замочили. А еще года 3 назад несколько мальчиков катались на склоне на Олимпийской улице. И сошла лавина. Двоих нашли потом, они лежали обнявшись. Так их и похоронили вместе. Об этом еще в газете писали, когда мы последний раз сюда приезжали с Костей Сергиным и Верками.

Вечером я посмотрела телевизор и около 22.30 пошла на остановку автобуса. Взяла себе на дорогу пару книг почитать, мне хозяйка разрешила. Перед этим я звонила в диспетчерскую и попросила дать мне примерное расписание 101 автобуса на вечер. Диспетчер разозлилась:

Пока ждала автобус, во мне жила смутная надежда на то, что девчонки придут меня проводить. Но их не было. Конечно, у них ведь очень напряженный график, я туда не попадаю… Ну да ладно: долгие проводы – лишние слезы! Выражение такое есть. Автобус подошел в 22.55. Народу было немного. Минут через 40 я была в Кировске. Долго смотрела на удаляющиеся огни моего любимого Кировска. Обязательно нужно сюда вернуться. Через год, например!..

Часть 6. Дорога домой

До поезда было часа 1,5. Они прошли довольно быстро. На вокзале тусовалась группа туристов. Наверно, с гор только спустились. Они расстелили ковры и многоместные спальники, легли туда и смеялись. А люди вокруг улыбались: чем это они там занимаются??? J Поезд отошел примерно в 1.18. Вскоре я легла спать.

Утром на улице было пасмурно и сыро. А в Кировске сейчас, наверное, хорошо, девчонки катаются на лыжах. Они сегодня собирались опять на дальнюю гору. А я вот уже еду в Москву… Вчера, уезжая с горы, я увидела женщину. Я думала, что это Ольга Овчинкова, хотела к ней подлететь и поздороваться, но она так на меня посмотрела, что я поняла: это не она!

В Петрозаводске в соседний вагон подсел тренер “Планеты” Козлов. Помню, как на жеребьевке перед водными соревнованиями в бассейне прикалывался руководитель “Форпоста”. Интересные сочетания получаются. Например, “Форпост” Баранов (это как имя и фамилия). Или “Планета” Козлов. Есть планета Земля, а есть – козлов. J

Вот и все… Дети маленькие в поезде только достали. Их было трое. Орали все дни и ночи напролет, всю дорогу!

Так вот закончилась моя авантюрная поездка в Кировск. Все туда едут на лыжах кататься, а Екатерина Петровна – шокировать кого-то. Но на лыжах мне тоже понравилось. Надеюсь в будущем все это повторить!

 

 

Сайт управляется системой uCoz